В Самаре открылась выставка графики Марии Пешковой

До этого у Марии был десяток персональных выставок и множество коллективных. Художница в пятом поколении пишет картины, создает графику, делает мягкие игрушки. И не перестает удивлять поклонников своего творчества фантазией, основанной на глубоком знании старинных легенд, мифов и сказок. Такова и выставка "Колыбельная для Солнца", где представлено 47 графических работ, созданных Марией Пешковой за последние годы. В экспозицию вошли произведения из нескольких серий: "На грани мифа", "Жигулевские сказы", "Равноденствие", а также графические иллюстрации. "Сказки и мифы я люблю с детства, — говорит Мария. — Считаю, что в них можно почерпнуть немало интересного". Обращаясь к ним, Мария Пешкова создает свой неповторимый мир, наполненный поэзией и тайной. Здесь Белый колдун летит в лодке над жигулевскими просторами вместе с птицами. Здесь девочка с воздушным шариком легко тянет за собой на веревочке целый дом, напоминающий волшебный замок ("Прогулка по берегу"). Город в этом мире, словно птичье гнездо, помещается на вершинах деревьев ("Половодье"). Звезды в небе стремительно движутся параллельно с велосипедистом ("Ночь спустилась"). А славянский бог любви играет на дудочке, сидя в гнезде аистов ("Лель"). Необычны поэтичные образы славянских богов, богатырей и других мифических персонажей. Среди этих героев — Стрибог и Святогор, Хранительница очага и птица Сирин, Хозяйка Жигулевских гор и Сварог, и исторический персонаж Степан Разин, ставший персонажем народных легенд и графики Пешковой — "Стенька мохом оброс", "Стенька на своем струге летит". Эта графика насыщена символическими образами, о смысле которых можно долго размышлять. Такова, например, работа, давшая название выставке, — "Колыбельная для Солнца". Солнце в виде младенца укрыто крыльями некоего мифологического персонажа, видимо, олицетворяющего мироздание. А на распущенных волосах этого персонажа размещается целый мир с деревьями, землепашцем, лошадкой и другими подробностями жизни. В этой работе, как и во многих других, Мария Пешкова мастерски передает игру тени и света, черного и белого. Ей нравится обращаться к теме весеннего равноденствия, когда тьма и свет уравнены в правах. Вот как говорит об этом сама Пешкова: "День весеннего равноденствия — мистический момент встречи зимы и весны, столкновение тьмы и света, холода и тепла, смерти и жизни. Это возрождение природы после зимнего оцепенения. Поэтому в своих работах я обратилась к теме детства, как к символу зарождения новой жизни, победы над смертью". Мир художницы разнообразен. Черно-белые сюжеты по мотивам славянских мифов совсем не похожи на трогательные цветные иллюстрации к сказке самарского автора Дмитрия Ахметшина "Зверек и Рыбьи чудеса", созданные в смешанной технике. А те, в свою очередь, — на диптих "Армения", насыщенный древними символами. На открытие выставки в первый день весны пришло множество поклонников творчества Марии Пешковой. Среди них были и ее студенты (она преподает в самарской детской художественной школе № 1 им. Г. Е. Зингера), и маститые художники — Геннадий Тибушкин и Вадим Сушко. Выступая на открытии, Геннадий Тибушкин отметил драматическую одухотворенность графики Пешковой, ее лиризм и фантазию. Составить свое мнение о выставке "Колыбельная для Солнца" можно, посетив ее в ЦРК "Художественный" до конца марта.