Григорий Заславский – о спектаклях-номинантах «Золотой маски»

В России стартовал театральный фестиваль «Золотая маска». Театральный критик, ректор ГИТИСа Григорий Заславский в интервью программе «Дословно» на телеканале «МИР 24» рассказал, как постановки попадают в программу фестиваля и на какие зрелищные эксперименты готовы современные зрители. В России начался фестиваль «Золотая маска». Как всегда, в Москве показывают спектакли-номинанты. Скажите, когда-нибудь изменится эта ситуация, когда большинство спектаклей из Москвы и Санкт-Петербурга. Заславский: Я думаю, что эта ситуация вполне нормальная, потому что все-таки Москва – одна из театральных столиц мира. А Петербург пытается догонять Москву, и, в общем-то, ему это удается. Потому что сегодня несколько выдающихся режиссеров, которые снова составляют очень важную часть театральной жизни страны, и, как когда-то, очень многие любители театра ездили на премьеры в БДТ Товстоногова, точно так же сегодня очень многие ездят на премьеры и к Фокину, и к Могучему, и к Додину, естественно, не по привычке, а потому что каждый новые его спектакль становится событием, и в том числе для «Золотой маски». Поэтому ничего странного здесь нет. Москва и Петербург – театральные столицы мира, как это было раньше, как это было 100 лет назад. И Москва с Петербургом не собираются уступать первенство. В общем-то, так всегда и было, потому что лучшие актеры из провинции, со всего Советского Союза в какой-то момент перекочевывали в один из ленинградских или московских театров. И до сих пор эта ситуация остается, и в этом смысле нынешний проект Минкультуры «Большие гастроли» кочевую театральную жизнь, то лучшее, что в ней было возвращает из подзабытых, но часто вспоминаемых хороших советских времен. А можно ли говорить, что уже и Пермь наступает на пятки столицам, и Новосибирск? Заславский: Нет, мне кажется, что Новосибирск как раз чуть раньше был более интересным в смысле театра. Кстати говоря, в те годы, когда нынешний директор «Золотой маски» (Мария Ревякина – прим.ред) была директором новосибирского театра «Глобус», это были годы серьезнейшего расцвета этого театра и Новосибирска как важных точек на карте России. А что касается Перми, то нет. Мне кажется, что Борис Мильграм, к которому я очень хорошо отношусь, находится не в самой лучшей форме, и появление его спектаклей в афишах «Золотой маски» неизменно. Я не видел номинанта этого года, в прошлом году видел, и, честно говоря, был расстроен: зачем находится в плену громких имен и привозить в этот раз тех, кто поставил не самый свой лучший спектакль? Продолжение смотрите в видеоверсии.