Войти в почту

Александр Петухов: "Молодые композиторы-профессионалы брошены на произвол судьбы"

Расскажите о том интересном периоде жизни, когда Вы работали с симфоническим Оркестром Госкино СССР. Я стал дирижёром в 1969 г., в возрасте 22-х лет. Меня взяли в оркестр после испытаний на достаточно сложных записях. Тогда дирижёры не имели возможности увидеть партитуры до записи, так как был настолько большой объём работы, что ноты к фильму писались непосредственно перед началом записи. О масштабах кинопроизводства в нашей стране говорит тот факт, что только мною была записана музыка, примерно, к 1500 художественным, документальным, телевизионным, мультипликационным и, даже, к научно-популярным фильмам. А ведь кроме меня в это время работали такие замечательные дирижёры, как: Э.Хачатурян, В.Васильев, Д.Штильман, С.Скрипка и другие. Музыка писалась только профессиональными композиторами в том числе и крупнейшими — Прокофьевым, Шостаковичем, Свиридовым, Щедриным, Шнитке, Эшпаем. Список талантливейших композиторов можно долго продолжать. Кроме того, большую роль в работе над киномузыкой играли музыкальные редакторы. Сейчас институт музыкальной редактуры или отсутствует совсем, или его роль незначительна. Оркестр в те годы состоял из 130-ти талантливых музыкантов. Всё читалось с листа, без предварительных репетиций, а их высочайший профессионализм позволял записывать музыку качественно. Этого требовали обстоятельства: съёмки, монтаж, всё шло строго по плану. Мне посчастливилось работать с очень интересными режиссёрами того времени: Григорием Александровым, Григорием Чухраем, Юлием Райзманом, Татьяной Лиозновой, Леонидом Гайдаем. Воспоминания о встречах с ними, да и со многими другими режиссёрами остаются в памяти навсегда. А сейчас на студии "Мосфильм" продолжают записывать музыку для кино? Конечно. Но объём записываемой музыки во много раз меньше. Вообще это удивительно – киноконцерн "Мосфильм" такой огромный, и государство выделяет огромные бюджетные средства на фильмы: 7,5 млрд руб. в год на кино… Советская система кино оправдана той музыкой, которую слушают и теперь, и фильмы смотрят до сих пор. Вы принимали в этом непосредственное участие. А сейчас по непонятным причинам это всё кануло в Лету. Я считаю, что это из-за финансовой стороны вопроса. Не так уж много средств выделяется на картины. Впрочем, не только поэтому. В 90-е годы в наш кинематограф пришла электронная музыка. Как правило, блеклая, не живая, к тому же записанная далеко не на лучшей аппаратуре. К этому все, в том числе и режиссёры, привыкли. Привыкли настолько, что перестали считать музыку одним из важнейших компонентов эмоционального воздействия на зрителя. Фото: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Вы писали музыку к "17 мгновениям весны"? Писал. К последним сериям, там менялись дирижёры. Очевидно, режиссёр, композитор и дирижёр не находили между собой контактов. Была музыка к "Приключениям принца Флоризеля", участвовали Вы в процессе её записи или нет? Не помню, может быть и участвовал. Просто фильмов было такое количество, что все и не вспомнить. Помню фильмы часто идущие по телевидению: "Большая перемена", "Чародеи", " Не может быть", "По семейным обстоятельствам" и другие. А актёры присутствуют при записи? Иногда присутствуют. Помню, в "Большой перемене" был дебют Светланы Крючковой, она пришла чуть ли не из техникума, юная. А мы её замучили, записав 20 дублей песни. А в картину взяли 2-ой. Это была индустрия, государственный заказ, идеология, воспитание, серьёзные вещи, которые закладывались во всех составляющих. И без той музыки просто бы не было того кино. Я записывал музыку Оскара Фельцмана к фильму "Скворец и лира" . Там было много прекрасной музыки, хотя это был отнюдь не лучший фильм Любови Орловой и Григория Александрова, но встреча с великими людьми была очень интересна. Это было незадолго до смерти Орловой. Записали с ней песню, но она в фильм не вошла. То есть пропала? Нет, не пропала. Просто иногда не вся музыка входит в фильм. Что-то выбрасывается из записанного. То, что мы записали с Орловой, не вошло в эту картину. Её не так давно показывали по телевидению. В последний раз записывал песню с Леонидом Утёсовым для кино. Получилось смешно. Сделали пробный дубль, а потом звукорежиссёр говорит: "Теперь давайте писать. На что Утёсов ответил: " Если Вам в моём возрасте удастся сказать "здравствуйте", то вам крупно повезёт в жизни, а я больше уже не могу". Так и оставили тот дубль? Нет, тоже не вошло. Важно грамотно сопоставить кино и музыку, одну из важнейших составляющих. Процесс подбора музыки сложен: композитор, дирижёр и режиссёр должны договориться. Прежде всего, режиссёр и композитор должны найти общий язык. Потом уже подключается дирижёр. Сложность заключалась в том, что надо было писать музыку под изображение, сразу подгонять на каком-то кадре непосредственно на записи, а не предварительно. Это не должно отнимать много времени — надо было оперативно это почувствовать. Сейчас проще: надевают наушники на всех участников: оркестрантов и дирижёра, в наушники идёт клик, и в том темпе, в каком он звучит, надо играть. Эмоционально это выхолащивает музыку. Когда я пишу иногда для кино, предлагаю записывать без клика, чтобы было совсем другое живое исполнение, музыкант не может играть эмоционально по метроному. То есть это творческий нюанс — услышать образ, изображение, музыку. Нужен живой момент, а не технические приспособления. Сейчас музыка пишется молодыми композиторами на компьютере, и не просто ноты подбираются, но и тембр. Видно, что написано не своим умом, а умом компьютера. Это выхолощенная, а не живая музыка от души. Получается, техника заменила человеческую душу и, соответственно, получается не то, что хотелось бы. Как Вы считаете, что это: кризис или веяние времени? Нет конечно. В американском кинематографе музыка в большинстве фильмов идёт от начала до конца. Она очень интересна, и многое из того, что идёт в кино, можно играть со сцены на концертных площадках, это профессиональная музыка. У нас это всё стало достаточно бледным. Но бывают и исключения. Я помню, как записал музыку Андрея Эшпая для многосерийного фильма об Иване Грозном, она была очень интересна,но он классик нашей композиторской школы. Нельзя не вспомнить об Эдуарде Артемьеве. Это ярчайший композитор, чьё творчество значительно поднимает эмоциональное воздействие фильма на зрителя. Но таких примеров единицы. А в массе своей композиторы, как правило, молодые, не имеющие необходимых профессиональных навыков, да ещё, часто, и музыкального образования, не могут создать что-то яркое, запоминающееся. На Ваш взгляд, осталась ли та школа, та система, те традиции, жанры? Нет, всё утеряно. Но пустот всё равно не бывает, придут новые люди, молодые таланты, всё равно это будет заполнено, это не может долго отсутствовать. Это востребовано. Непременно появятся композиторы, которыеумеют писать ярко и интересно. Фото: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Вы как профессор консерватории передаёте традиции старой школы,раскрываете понимание и восприятие музыки. Насколько молодёжь восприимчива к той действительности? Очень восприимчива и талантлива, инициативна, хочет учиться, и это заметно — по крайней мере, у нас в консерватории. Существует ли система поддержки молодых композиторов? К сожалению, нет. Союз композиторов, всесильная в советское время уже совершенно не та, какой она была при советской власти. Теперь это организация, практически, не влияющая на происходящее в кино, на эстраде. Нужно ощутить к себе внимание: если не со стороны государственных структур, то хотя бы со стороны организаций — киностудий, чтобы они поняли, как необходимо привлечение профессиональной молодёжи. Кино и кассовые сборы от этого только выиграют. В сущности, придумывать ничего нового не нужно — только возобновить и финансирование, и нормативные базы. Просто мы потеряли целый культурный пласт, присущий только нам, русским. А это недопустимо. Складывается впечатление, что сейчас у нас вообще отсутствует свой музыкальный жанр как часть культуры. В консерватории есть композиторский факультет, который выпускает интересных, молодых профессионалов. Но я не знаю, что бы кто-то из них пробился в кино. Есть подготовка молодых и талантливых, а никто не пробивается в кино? Это проблема. Конечно. А если они не востребованы, то куда же они идут? Растворяются в общей массе? Нет, они пишут, надеясь, что когда-то их музыка дойдёт до слушателя. Это же катастрофа. Конечно. Вряд ли можно сказать, что у каждого из них успешная профессиональная карьера. Раньше Министерство культуры, Комитет кинематографии участвовали в судьбе молодых композиторов. Сейчас они брошены на произвол судьбы. А раньше следили за их судьбой — устраивались пленумы, концерты, где они могли продемонстрировать свои произведения. А сейчас этого нет. Фото: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Получается, что кто-то другой, но не они, пишут музыку для современного российского кино? Да, и это явно пишут, как правило, непрофессиональные люди. У них амбиции полностью заменяют образование. Это катастрофа и вызов для наших чиновников от культуры. Сколько в год консерватория выпускает композиторов? 5 – 8 профессиональных, интересных композиторов. Но если подсчитать, то за эти 20 — 30 лет выпущено немало этих людей вышло в жизнь, и Вы говорите, что ни одного нет в кино? Есть, но их минимальное количество. А есть какая-то надежда? Лично я не питаю надежды. Я скептичен. В 90-е годы наступила другая страна. Но люди на самом деле всё те же — они ведь видели то, старое кино. Удивляет позиция чиновников, которые то ли не помнят, то ли не хотят помнить и не поддерживают это, не хотят финансировать. Почему бы в России не возродить ту структуру и ту, прежнюю систему? Её же теперь нет? Но оркестр существует. Хотя он стал меньше по размерам. Его руководитель — Сергей Скрипка, всё делает для того, чтобы оркестр не только существовал, но и профессионально совершенствовался. То есть проблема в деньгах? Не думаю, что только в деньгах. Может быть, в непонимании режиссёрами важности звучания музыки в их фильмах. Если и существует редактура на студиях, то она уже не имеет такого веса, как при советской власти, а они много делали для того, чтобы музыка достойно звучала. Сейчас Вы смотрите наши, российские фильмы? Да. Иногда. А что-нибудь из нового можете вспомнить, что откликнулось в музыке? Музыка Эдуарда Артемьева к фильмам Михалкова. Значит, это большая проблема. В Голливуде присутствует система живой музыки, живых оркестров, которые уже потом исполняют музыку для широкой публики, и можно продолжать на этом зарабатывать деньги. Всё так и есть. Там есть, что показать. Работает большое количество профессиональных композиторов в киноиндустрии. У нас этого нет. Как Вы думаете, есть ли какие-то решения, можно чего-то добиться? Я думаю, что конкуренция российского кинематографа и западных кинематографов за нашего зрителя заставит прийти к пониманию того, что хорошая музыка необходима в кино: это один из важнейших компонентов эмоционального воздействия на зрителя. Более того — может быть хорошая картина, испорченная плохой музыкой, которую я часто слышно с телеэкрана. Будем надеяться, что мы вернёмся к тому, что было. Наверно, в советское время в мировом сообществе мы были одними из первых по музыке в кино. В это очень хочется верить. В каждое время свои проблемы. Что Вы пожелаете нашим молодым музыкантам, композиторам, читателям? Им можно пожелать практически невозможного — заботы государства об их дальнейшей судьбе.

Александр Петухов: "Молодые композиторы-профессионалы брошены на произвол судьбы"
© Ревизор.ru