ОТК, ДНД и синий, синий иней
Выставка с длинным названием «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х - середина 60-х» открылась в одном из филиалов Русского музея - Мраморном дворце, специализирующемся в основном на современном искусстве. И хотя середина XX века, как политический период в нашей стране получившая название «оттепель», это уже история, но и к современности она имеет непосредственное отношение. Именно «винтаж» того времени сегодня в моде и даже вдохновляет многих авторов суперсовременных работ. Грампластинки как экспонаты Всего же на выставке собрано несколько сотен произведений искусства и предметов быта как из музейных собраний, в том числе Русского музея, так и из частных коллекций и семейных архивов. В результате получилась почти домашняя, уютная выставка, многие экспонаты которой, если хорошо поискать, можно найти у себя дома. Например, фарфоровые фигурки, старые журналы, театральные программки и грампластинки. На последние, кстати, сейчас большой спрос. Так что те, кто их в свое время безжалостно выкинул, надеясь на современные музыкальные носители, прогадали. Тем более что пластинки сегодня можно не только снова слушать, но и выставлять в музеях. А уж конверты для них - это вообще настоящие произведения искусства. На выставке представлен целый коллаж из эскизов к конвертам - на них и станции метро, и стадион имени Кирова, и памятник изобретателю радио Александру Попову. Какую пластинку предполагалось класть в такой конверт, неизвестно, но, наверное, с какой-нибудь патриотической музыкой. А вот у входа на выставку посетителей встречает написанная в 2011 году картина Владимира Грига «Синий, синий иней…», на которой на фоне пластинки с логотипом студии «Мелодия» сидит девушка, слушающая понятно какую песню. Григ как раз из тех художников, которые вдохновляются эпохой оттепели. Кроме «Инея» на выставке представлены еще две его работы - «ДНД» и «ОТК». Для молодых читателей расшифруем эти знакомые каждому советскому человеку аббревиатуры: «Добровольная народная дружина» и «Отдел технического контроля». Причем за основу Григ взял фотографии того времени, которые висят тут же, но только слегка их видоизменил в стиле поп-арта. Поэтому и цвета такие яркие, и даже лампочки на картинах мигают. Скромненько, но со вкусом На этом «новодел» заканчивается, и можно с головой окунуться в атмосферу натурального «оттепельного» искусства, которое после многих лет сталинского стиля под условным названием «триумф», повернулось лицом к человеку. Простому человеку, у которого, как выяснилось, необязательно вместо сердца должен быть пламенный мотор, а вместо рук - крылья. И который не всегда ходит строем. Массовость, правда, на некоторых картинах присутствует, но это уже не марширующие передовики производства, а например, обычные лыжники, собравшиеся на выходные за город, - как на литографии «Ланская». Подчеркнутая простота и даже некоторая приземленность - во всех работах того времени. Будь то «Портрет молодой дамы» или картина под названием «Королева бензоколонки». Наряды таких «дам» и «королев» представлены рядом. «Скромненько, но со вкусом», как говорили в одной советской кинокомедии уже послеоттепельного периода. Надо заметить, что наряды эти шились на ленинградских предприятиях и из отечественных тканей. И конечно, совсем уж без духоподъемных плакатов в те годы не обходилось. Все «выполним - перевыполним» были на месте, тех же тканей в 1965 году, согласно одному из плакатов, надо было выпустить более 10,5 миллиарда метров. Но опять же для чего были эти ткани - для нарядов и занавесок. Для того самого «мещанского» быта, которого наш народ долгие годы был лишен. И вдруг увидел не только платья, но и кресла! Парочка таких кресел представлена на выставке - вид у них суровый, но крепкий. Отечественные кресла, сделанные в XXI веке, вряд ли проживут столько лет. Есть на выставке и «вечность» в виде работы под названием «Зенит» принимает» - на зеленом поле стоят игроки команды. Тогда еще тоже простые, скромные люди с русскими фамилиями. Сегодня название команды осталось, все остальное сильно изменилось. В целом же в «ленинградском стиле» отразилась целая эпоха почти шестидесятилетней давности, которая неожиданно оказалась очень близкой даже тем посетителям, которые знают о ней только по книгам и фильмам. Анна ВЕТЛИНСКАЯ, интернет-журнал «Интересант»