Натюрморт натюрморту рознь
В одном из филиалов Русского музея - Строгановском дворце - начала работу выставка «Натюрморт в фотографии». Интересна она будет не столько поклонникам фотографического жанра (хотя, конечно, и им тоже), сколько в принципе ценителям прекрасного, которых интересует изобразительное искусство с точки зрения исторического процесса. Откуда пошла предметная фотография, какова она сейчас и как современные мастера развивают традиции натюрморта - вот круг вопросов, на которые можно получить ответ во время посещения залов Строгановского дворца. Организаторы представили публике интересные и очень разные работы 43 современных фотографов. Далеко не для всех из них работа в жанре натюрморта является основным приложением творческих усилий. Но каждому есть что показать и чем удивить не только случайного посетителя, но и профессионала. Заря фотографической эры стала золотым веком для изображения статичных композиций. Казалось, само время велело жанру натюрморта освоить новую технологию и перекочевать с величественных и красочных полотен на пластины с негативами и отпечатки на диковинной бумаге, обработанной солями серебра. Во второй половине XIX века, когда фотография только начиналась, процессы обработки были хлопотными, а сама техника максимально далекой не то что от совершенства - от элементарного удобства в применении. Для получения более-менее четкого снимка живым моделям приходилось дисциплинированно не шевелиться и застывать в требуемой позе, дожидаясь, пока «вылетит птичка» - по правде сказать, не очень-то спешащая наружу. Иное дело - предметы обихода, кухонная утварь, охотничьи трофеи, товары зеленщиков и другие актуальные предметы, составлявшие быт и вещественную вселенную, окружавшие людей весьма далеких от современного темпа жизни и социальных устремлений нового времени. Именно в живописных грудах овощей, фруктов и дичи доходчивее всего проявлялся достаток привилегированных сословий, резко контрастирующий со скромной луковицей и куском темного хлеба - уделом социальных низов. Накрахмаленные передники, чепцы на фоне чугунных утюгов, щербатые крынки и тарелки против изысканных фарфоровых диковин, роскошных мехов, небрежно брошенных на парчовые или кружевные покрывала, - всё, буквально всё в этих натюрмортах говорило не столько о вещах как таковых, сколько о жизни, которая протекала из десятилетия в десятилетие и из века в век. Вполне понятно, что пионеры фотографии, на раз считывавшие смыслы и подтексты любой бутыли на столе или других артефактов, находящихся на расстоянии вытянутой руки, держали их в качестве излюбленных моделей - терпеливых, неподвижных и благодарных. С развитием фотографии возникли и оказались в центре внимания репортажная и жанровая съемка. Именно на них была возложена ответственность передавать саму жизнь, скрупулезно и беспристрастно фиксируя моменты истории. Натюрморт же продолжал следовать за изобразительным искусством, оставаясь уделом вдумчивого и умеющего анализировать зрителя. Современные мастера не удовлетворяются только лишь изобразительным созерцанием, стремясь зафиксировать в своих фотонатюрмортах как связь времен и традиций, так и приметы стремительно изменяющейся современности. Наиболее яркие высказывания художников и составили экспозицию в Строгановском дворце. Работа Евгения Боровика «Натюрморт с карпом», с одной стороны, отсылает зрителя к образцам фламандской живописи. Но сумрачная тревога, разлитая в изображении, ясно свидетельствует о том, что за бесприютным оконцем уже иные времена. Кухонная утварь с работы Ивана Чарина «Семь», специализирующегося вообще-то на архитектурной фотографии, находится в несомненном родстве с кувшинами на картинах Вермеера. Тем не менее, это - сегодняшний день фотографии и современных цифровых технологий обработки и печати. Владимир Михайлуца своим «Люминографическим натюрмортом» провозглашает футуристичность бытия - здесь уже не до голландцев с их декоративностью. Изысканность и бесконечность линий, преломления света, игра с силуэтами и очертаниями - и это тоже современный фотонатюрморт. После этого уже не удивляешься аморфности ярких натюрмортов художника Юлии Серновой, но попадаешь под влияние ярких эмоций, выраженных в ее работах. А еще она просто волшебно фотографирует подовые краюхи, в чем сама и признается: «У меня хлебозависимость!» Экспозиция «Натюрморт в фотографии» в Строгановском дворце получилась хоть и камерным, но очень ярким событием. Здесь получится и подумать, и отдохнуть взглядом. А после просмотра наверняка захочется пересмотреть работы прежних мастеров, чтобы понять закономерности и противоречия искусства. Евгений ХАКНАЗАРОВ, интернет-журнал «Интересант»