Ещё

Эксперты: рэп и театр должны соприкасаться 

Эксперты: рэп и театр должны соприкасаться
Фото: Вечерняя Москва
МОСКВА, 21 марта. /Корр. ТАСС Руслан Салахбеков/. Проникновение рэпа на театральную сцену возможно и даже неизбежно, однако каждое из этих направлений должно сохранить свое лицо, оставив потребителю возможность выбора. На этом сошлись представители отечественной рэп-сцены и театра, принявшие участие в дискуссии о поэзии нового поколения, которая прошла в Новом пространстве Театра наций в Москве, передает корреспондент ТАСС.
На обсуждении присутствовали хип-хоп-музыкант и баттл-рэпер Александр ST Степанов, драматург и постановщик Андрей Родионов, лауреаты премии «Золотая маска» режиссер и художник-постановщик Филипп Григорьян и актер театра Никита Кукушкин, в зале собрались представители рэп-культуры, литературного сообщества, классического и современного театра. Прошедшая накануне вечером дискуссия, модератором которой стал телеведущий Денис Катаев, стала очередным этапом серии public talk «Говорим с театром», организованных Сбербанком в рамках фестиваля «Золотая маска».
Сбербанк проводит подобные дискуссии второй год, ставя своей целью совместно с фестивалем «Золотая маска» расширять аудиторию и привлекать внимание молодежи к театру, нестандартно преподнося театральные темы. Среди предыдущих тем — какой театр нужен новому времени, есть ли театр «за МКАД» и другие.
Рэп — просто мода
"Вам реально интересны рэп-баттлы? — спросил ST Степанов аудиторию. «Просто ввиду того, что есть просмотры [в интернете], все решили говорить о рэп-баттлах. Вот вы хотите продать рекламу какого-нибудь Сбербанка — вы зовете рэпера, потому что рэп можно легко продать, вы хотите привлечь людей в театр — вы делаете речитативы».
Эту точку зрения он отстаивал на протяжении всей дискуссии: рэп — рэперам, театр — театралам. «Я считаю, что сейчас интеграция рэп-баттлов [в другие направления искусства] уже достигает своего пика. В 2000-х годах был фестиваль Rap Music, и они собирали „Олимпийский“, просто это не было никому интересно, а сейчас стало вдруг интересно, сейчас мы обсуждаем поэзию баттлов, — говорит ST. — Я не считаю нужным навязывание рэпа везде».
Григорьян в целом подержал музыканта и призвал не пытаться увеличивать аудиторию театров. Родионов высказал мнение, что в театре есть возможность ставить модно и современно, чтобы это было «прямым высказыванием, которое ясно читается народом», и поэзия, по его словам, как раз отвечает этим запросам. «Потому что в пространстве, где правду найти не очень-то легко, интуитивно люди чувствуют, что есть поэты, которые просто говорят то, что думают, и это сейчас редкость», — объяснил драматург.
На вопрос, является ли рэп «скоропортящимся» продуктом, однозначного ответа не нашлось. «Россия — литературоцентричная страна, еще при условии, что у нас нет политических дебатов, конечно, в этом смысле рэп-баттлы, я думаю, проживут довольно долго. Но в целом, как любое явление, происходят всплески, потом наступает какая-то смерть, — сказал Григорьян, добавив: — А может быть, это во что-то перерастет, не знаю, не могу предсказать».
"И театр, и поэзия — это живые явления, и они постоянно расширяются, постоянно захватывают какие-то вещи. Изначально поэзия была высоким искусством, а сейчас она захватила массу других техник, взятых еще откуда-нибудь, из других жанров. Что будет в дальнейшем, как видоизменится рэп? — задался вопросом Родионов. — Не знаю, видимо, что-то произойдет другое, но пока мы разговариваем словами, мы будем придумывать, как поизящнее изложить свою мысль".
Присутствие стихотворной речи в театрах
"Присутствие стихотворной речи на сцене надо каким-то образом, по моему мнению, оправдывать", — сказал Родионов.
Он привел в пример свою пьесу, в которой придумал будущее, где экзамен в Федеральной миграционной службе должны сдавать в стихах. «Мы думали, каким образом в каждой пьесе оправдать присутствие стихотворной речи на сцене», — пояснил он.
"Театр и поэзия — это два отдельных огромных мира, которые вполне самодостаточны сами по себе. И если они соединяются — это крайне опасная штука, которая получается только у совсем немногих, у единиц, — считает Родионов. — Потому что и в поэзии, и в театре есть технологии, есть приемы. В случае соприкосновения двух таких огромных миров — поэзии и театра — обнажаются эти приемы".
По его мнению, когда кто-то произносит стихи на сцене, становится видно, «как это сделано с театральной точки зрения», видны театральные приемы. «Поэзия как вещь в себе довольно ясно и жестко показывает, что театр — это, в общем-то, крашеные ширмы и подведенные глаза, это тоже видно, понимаете. И это достаточно несоприкасаемые миры», — настаивал драматург.
Много ли в России поэтов
Один из экспертов заявил, что поэтов в России почти нет, потому что способность «писать в рифму» не делает поэтом. «Сергей Шнуров поэт!» — возразил рэпер ST. «Егор Летов поэт!» — добавили из зала.
Участники дискуссии обсудили тему рэпера Хаски, его назвали представителем поэтического цеха.
"Для меня Хаски, например, — поэт. Для меня определенно это поэт этого времени, сильнейший", — заявил актер Кукушкин. «Значит, такое время», — возразили ему из зала. «Какие мы — такое сегодня и время», — ответил актер.
"Я не знаю ни одной песни Хаски, я не знаю его как человека, — сказал ST. Он назвал непонятным факт появления артиста на обложках Esquire и GQ.
Кукушкин привел в пример спектакль «Маяковский. Трагедия» в «Гоголь-центре», где он сыграл главную роль. «Хаски появился точно так же, и, в принципе, трагедия Маяковского — она об этом, как появляются гении, как появляется поэт своего времени», — добавил актер.
Говорить ли с рэперами на одном языке
Один из рэперов, сидевших в зале, решил поддержать коллегу ST и попытался объяснить, к чему тот клонил всю дискуссию.
"Допустим, я такой рэпер, хожу на рэп-концерты, и у меня есть подруга, и мы приходим с ней на рэп", — сказал он. Если прийти в театр, то на сцене театра также звучит рэп, отметил молодой человек.
"Знаешь, почему ты редко ходишь в театр? — попытался объяснить ему Кукушкин. — Потому что там не говорят с тобой на одном языке", — отметил он.
"Я не хочу, чтобы мне перевели Пушкина понятным языком, — возразил на это ST Степанов. — Я хочу Пушкина как Пушкина. Ну то есть я не хочу на баскетбольной площадке балета у себя. Хочется, чтобы все-таки был некий театр, который театр".
Театралы также выступали против смешения рэпа с классическим театром. В реплике одного из режиссеров прозвучало слово «подкуп», когда речь шла об использовании рэпа в работе с молодой аудиторией.
ST решился «интегрироваться в театр»
Вопрос о проникновении рэпа на театральную сцену модератор снова поставил в финале дискуссии. В этот момент стало понятно, что никто из участников не видит проблемы в приходе рэпа в театр, если только это не превращает театр исключительно в рэп-площадку. Драматург Родионов пожелал «долгого жизненного пути рэпу, поэзии и театру». Григорьян отметил, что рэпу в театре «самое место». Кукушкин со своей стороны добавил, что, по его мнению, «вообще, возможно все», в том числе приход рэпа в театр.
Подтвердил принятый тезис и рэпер ST. В начале дискуссии он заметил, что не хочет «интегрироваться в театр», в конце же обсуждения на прямой вопрос из зала, «пойдет» ли он в театр, ответил: «Ну, теперь, думаю, да».
Обсуждение в Новом пространстве Театра наций привлекло молодежь, как и задумывали организаторы.
Молодые люди спорили с рэпером ST, отрицая факт, будто молодежь «живет в Youtube и Instagram», потому что большая ее часть этими платформами не пользуется. Другие рассказали, что «покупают билеты в театр не просто так», а сначала смотрят на сайте, куда они идут, — но при этом театральная публика узнала, что театры рэперы изредка посещают.
Общее в рэперах и актерах театра смог сформулировать ST, обративший внимание на то, что одна из зрительниц цитировала вместе с Кукушкиным слова его роли.
"Я считаю, что вот это главное
Когда человек в унисон со своим любимым актером цитирует его фразы. Потому что это то, чем занимаются поэты, чем занимается рэп— музыка, — высказал мнение ST, наверное, самую близкую театралам мысль за все время дискуссии. — Главное в любом баттле, главное в рэпе, поэзии, театре — это зритель, и если зритель получает удовольствие, то все не зря".
Видео дня. Вещи, о которых грезили советские женщины
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео