Сочинский фестиваль под московским небом
Само имя Башмета, солидная и значимая репутация башметовского фестиваля априори притягивает мировых звезд, ведущих российских и зарубежных музыкантов, представителей классического, джазового, этнического направлений, а также superstars мирового балета, танцевальные, драматические и экспериментальные театральные труппы. Концерты, шоу, спектакли, эксперименты, подчас, эпохальные события в мире искусства присутствуют вот уже одиннадцатый год на концертных площадках фестиваля. Безусловно, Зимнему сочинскому "и целого мира мало". Башмет и его команда, не покладая своих "рукотворных рук", творят и творят, четко осознавая - грех не продвигать лучшие достижения фестиваля, не давать жить отзвучавшим премьерам и не знакомить российскую и зарубежную публику с этими "богатствами". Фото: Сергей Михеев/РГ На сцене концертного зала им. Чайковского в этот вечер произошло знакомство московского слушателя с нынешним XI башметовским фестивалем. Весь этот роскошный сочинский букет всевозможных искусств подарил столице часть своего благородного духа. Программа концерта, в основном включавшая в себя номера из заключительного гала-концерта закрытия фестиваля 2018, ясно отражала и часть концепции сочинского форума. А именно, активная премьерная политика фестиваля, его многочисленные заказы современным композиторам вызвали к жизни в этом году "Слово о полку Игореве" Александра Чайковского для симфонического и народного оркестра, чтеца и солирующего альта, Увертюру к "Королю Лиру" Алексея Сюмака для солирующего альта и камерного оркестра и "Путешествие по оркестру" Кузьмы Бодрова. Мировые премьеры этих сочинений услышал Сочи, и теперь они были представлены Москве. Александр Чайковский. Фото: wpolitics.ru Другое серьезное и огромное направление ежегодной работы Зимнего форума - образование, воспитание и поддержка молодых и перспективных - было представлено на концерте солисткой Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета Валерией Абрамовой (скрипка), участницей гала-концерта открытия XI фестиваля. Виртуозная рапсодия для скрипки с оркестром "Цыганка" Мориса Равеля прозвучала в ее исполнении, маэстро Башмет стоял за дирижерским пультом. Конечно, большие музыканты на сцене башметовских фестивальных концертов всегда творчески соседствуют рядом с молодыми. И это тоже концептуальная идея фестиваля. "Ветеран" Сергей Крылов (скрипка), который был участником еще самого первого Фестиваля 11 лет назад, исполнил Концерт ре минор Мендельсона для скрипки с оркестром. Итальянец-флейтист Массимо Мерчелли сыграл динамичный "Контрафактус" для флейты и струнных, сочинения 2000 года итальянского композитора Джованни Соллима. Солистка Большого театра сопрано Ольга Кульчинская прекрасно "разбавила" инструментальную программу "Вальсом Мюзетты" Пуччини и "Поцелуем" Ардитти. Массимо Мерчелли. Фото: classicalmusicnews.ru Башмет выступил, ожидаемо, и как дирижер, и как альтист в концерте. Настроение мрачности, трагизма и сумасшествия короля Лира убедительно рисовалось в Увертюре Алексея Сюмака для солирующего струнного квартета, струнных и... большого барабана. Рокот этого самого барабана в сочетании с низкими струнными и солирующими репликами альта — готовая музыка, пожалуй, и для кино, и для спектакля по великой трагедии Шекспира. В "Путешествии по оркестру" Кузьмы Бодрова лежала идея самого артистического директора Башмета — написать сочинение по типу знакомства с оркестром, инструментами и группами. А композитор привнес в свои вариации также "встречу" с музыкальными стилями барокко, классицизма, романтизма и музыкой XX века. Главное, концерт подтвердил фундаментальную идею Сочинского фестиваля — синтез искусств, любимую фразу Юрия Абрамовича — кроссовер искусств в "Слове о полку Игореве" Александра Чайковского для симфонического и народного оркестра, чтеца и солирующего альта. В роли чтеца выступил Михаил Ефремов. Масштабное произведение и по составу, и по замыслу — памятник древнерусского эпоса, национальные идеи свободы, идентификация русской нации — завершило длинный московский гала-концерт. Оно прозвучало эффектным финальным мощным аккордом. Но немного жаль, что ему оказалось "тесновато" в таком параде-гала. "Слово о полку Игореве" Александра Чайковского требует, возможно, отдельного концерта, так сказать, персонального внимания слушателей. Михаил Ефремов. Фото: peterburg2.ru Сочинский Зимний уже более 10 лет заметно формирует тенденции развития и российской, и мировой культуры. Фестиваль уже — достояние обще-мирового культурного пространства.