Чёрт и чудик: приморский драматург рассказал о времени и о себе
Концерт «Благословенные лихие» составлен из программ известных исполнителей. Среди них выступал драматург, поэт, музыкант и режиссёр Николай Пинчук. Пьесы автора ставятся в разных театрах страны, более 30 лет он преподаёт в детских театральных студиях, из которых вырастают профессиональные актёры. Сцена для него - возможность быть одновременно разным, и самим собой. Выти из скучной роли - Николай, 27 марта мир отметил Международный день театра. 2018-й - ещё и российский Год театра. Лично для вас театр - это... - Возможность человеку показать себя, какой он есть, но в разных амплуа. В отличие от театра, каким зачастую является обычная жизнь. Не я первый об этом сказал. Человек всегда играет какие-то роли. Если в театре их много, к тому же образы можно творить самому, то в жизни - ролей максимум две-три, и все окружающие ждут от тебя одинакового, предсказуемого поведения. На улице я не надену красный нос и шляпу с перьями, а в «Перекрёстке» могу себе это позволить. Не потому, что выпендриваюсь, а потому, что какая-то часть моего «я» этого хочет. Несколько лет назад руководитель театра Сергей Рыбалко начал вырезать замечательные декорации из картона. Это непременный атрибут «картонных перформансов», их полюбили зрители за непредсказуемость и спонтанность. Недавно обыгрывали тему «Мой Герасим». Мы пели в финале хит «Зачем Герасим утопил Му-му», и каждый участник дописывал свой куплет. - В прошлом году «Перекрёсток» переехал в район Эгершельда. Что изменилось во внешнем облике театра? - Здесь более современный в техническом отношении зал - со звукоизоляцией, в зале отдельные входы для зрителей и артистов. Центральная «колонна» не только украшение холла, но и своеобразный акустический барьер. Театр начинается с гостиной, в которой расположились стеклянные стенды с экспонатами его истории. Конечно, чтобы цокольное помещение бывшего магазина превратить в театр, нужно было постараться всё перестроить. Несколько месяцев музыканты и завсегдатаи театра своими силами делали капительный ремонт. - В «Перекрёстке» вы поёте песни, читаете стихи и прозу, надеваете маски чертей и чудиков... - Здесь я друг и участник программ. Я один из всех. Взять сегодняшних исполнителей. Евгений Ерёмин, Анатолий Погодаев или Сергей Рыбалко? Как говорит Сергей: «Все мы родом из 90-х, как из гоголевской «Шинели». У каждого своя судьба, и мы вместе, это тот случай, когда творчество людей связывает. Здесь много чего интересного происходит. Бардовский фестиваль «Белая волна», концерт памяти Башлачева. Много молодежи выступает, той, что «Перекрёсток» кажется престижней, чем кислотный клуб. А вот чиновники о нас почему-то «впервые слышат». Крёстный отец - С чего началась ваша любовь к театру? - В доме родителей была богатейшая библиотека, среди книг нашёлся томик Фридриха Дюрренматта (швейцарский драматург-абсурдист. - Ред.). Наверняка, многие смотрели фильм по его пьесе «Визит дамы» с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях. Я увлекся этим драматургом, читал, зрительно перенося героев и сюжет пьес на сцену. Дюрренматт - мой крестный отец. Потом был университет, физфак, при факультете - студенческий театр эстрадных миниатюр «Лопух». - Физики, они же лирики? - Самые крутые капустники в те времена были на нашем факультете! Потому что у нас было свободное не замыленное в идеологическом смысле сознание. Если филологов и историков прессовали на тему коммунистической морали, у нас главной была наука. Я не стал физиком по профессии, остался учёным по мировоззрению. - Правда, что вы организовали уникальный по меркам СССР театральный класс? - После университета работал в школе № 77 спального района Владивостока. Будучи классными руководителем, собрал театральный кружок, который вскоре вырос, завоевал в городе популярность. За успешную работу всему классу дали путёвку во Всесоюзный пионерский лагерь «Океан». Тогда я понял, что нужно расти дальше. С идеей театрального класса пошёл в Академию искусств. Поговорил с мэтрами - Александром Запорожцем, Сергеем Гришко. С их помощью составили программу, и в сентябре 1989 г. открыли театральный класс. - Управление и департамент образования к этому нормально отнеслись? - Тогда да, возражать не стали. Время было такое - перестройка, гласность, новые идеи приветствовались. Класс проработал три выпуска. Из него вышли такие актёры как Елена Варивода - театр молодёжи, Сергей Кашуцкий - театр ТОФ, Ольга Малиновская и Алексей Белов из Приморского театра кукол, Ярослав Янковский, вернувшийся из Великого Новгорода в театр имени Горького. Им ещё со школьных времён преподавали такие дисциплины, как мастерство актера, сценическое движение. Будущий худрук театра ТОФ Станислав Мальцев студентом читал историю театра. - Уйдя из школы, не оставляете свою преподавательскую деятельность? - В 1996 г. открыли студию «Театр имени папа Карлы», у нас был статус народного театра, потом при университете я руководил «Игровой комнатой»: спектакли ставили в Пушкинском театре, театре молодёжи. Одновременно начал учится в литературном институте. - Ваши произведения ставятся за пределами Владивостока? - Спектакль «Заводной апельсин» - в Архангельске. Некоторые пьесы идут в музыкальном театре Армавира, в том числе «Кольцо, принцесса и колдунья». Есть масса ссылок на любительские театры, которые используют мой материал. С них я денег не беру. - Одна дама на Лит.ру, восхищаясь вашей пьесой «Театр теней Офелии» сетует, что её не ставят профессиональные театры... - Я ей ответил, мол, ну и шут с ними, я от этого не зависим. Главное, что я поставил её у себя в студии в новой редакции и спектакли прошли весьма успешно. Пьесу ставили и в других студиях в России и Украине. Плюс победа в конкурсе драматургии, плюс публикация в сборнике пьес под одной обложкой с работами Бартенёва, Угарова, Курочкина, Мухиной и других признанных мастеров. - Есть идея, требующая завершения? - Лежит неоконченная повесть, которую начал писать лет пять назад. Первая часть готова, вторая часть не идёт. Повесть важна для меня. Допишу ли я её, не знаю. Есть вещи, которые создаются годами. Разный я - С детьми, подсевшими на гаджеты, трудно работать? - Дети как дети. Еду работать в детский лагерь отдыха на Рейнике. Там с гаджетами всё просто - большую часть дня они их мало интересуют. Есть занятия важнее. - Ваши ученики, которые не пошли по стезе театральной или творческой, вспоминают ваши занятия? - За 30 лет через меня прошло около четырёхсот человек, возможно более десяти стали артистами, остальные в разных профессиях, бизнесе. Но все говорят, что театр дал им многое - в плане коммуникации, умении понимать людей, широком видении жизни. Это развитие психики человека, расширение сознания, наконец. - У нас в городе появились так называемые инклюзивные театры, где играют дети с особенностями развития. - Молодцы все, кто делают это не за гранты и прочие вознаграждения. В образовательной программе студии «Маленький принц» есть элементы театра, цирка, других искусств. При этом наши ученики - дети со сложным аутизмом, так называемым синдромом Каннера. Два десятка ребят, которых невозможно что-то заставить делать, можно только увлечь, но для этого надо выйти из роли серьёзного взрослого человека. В прошлом году дети дипломантами краевого конкурса «Свет рампы», и это большой успех. - Николай, а если бы вам в детстве не попался томик Дюрренматта? - Попалось бы другое. Мне всё равно нравится быть разным. Не случайно, мой нынешний проект театральной студии называется «Разный я». ДОСЬЕ Николай Рудофольвич Пинчук родился в 1965 г. во Владивостоке. В 1987 г. окончил физфак ДВГУ, в 2003 г. Литературный институт им. Горького. Драматург, поэт, музыкант, режиссёр-педагог. Художественный руководитель «Театра имени Папы Карло», «Игровой комнаты» и других молодежных театральных студий. Директор центра творческой реализации личности «Планета детей».