Пронзительный гимн жизни

Министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры Москвы Александр Владимирович Кибовский со сцены Большого зала обратился к собравшимся: "Открытие фестиваля проходит в тяжелый день траура по трагическим событиям в Кемерово. Мстислав Леопольдович -Человек с большой буквы не только, как великий мастер музыкального искусства, но и Человек огромной души. Чужое горе он воспринимал как свое личное и всегда откликался на него. Это его завет нам сегодня, которому мы должны быть верны... пусть сегодняшний концерт прозвучит гимном жизни особенно пронзительным в такие минуты." Ольга Ростропович, не в силах сдержать слезы, срывающимся голосом объявила об открытии фестиваля. Многогранность личности Мстислава Ростроповича формировалась под воздействием трех его кумиров - Прокофьева, Шостаковича, Бриттена, с которыми артиста связывала и личная дружба. Первый концерт фестиваля посвящен любимому учителю, композитору и просто человеку, которого великий ученик очень любил - Сергею Сергеевичу Прокофьеву (1891—1953). В этом году 5 марта исполнилось 65 лет со дня его смерти. Фото: travelcalendar.ru Симфоническая сюита "Любовь к трем апельсинам" (1924) открыла вечер блестящим исполнением Симфонического оркестра Берлинского радио под управлением Томаса Сондергаарда. Один из ведущих европейских коллективов с почти столетней историей, ведомый Сондергаардом, феноменально достиг "уровня папы", по любимому выражению дочери, и масштаба гения Прокофьева. Мощный, объемный, полетный, бесконечно разнообразный по тембральному спектру голос оркестрового "организма" ревел и шептал, пел и маршировал, закручивал вихри торнадо и протяжно выпрямлял прокофьевскую кантилену. Возможно, знаменитый марш и прозвучал "по-тевтонски", выдавая национальную принадлежность традиций оркестра, но это было безупречно убедительно. Дирижер Томас Сондергаард великолепно выстроил темпы и формообразующие элементы сюиты. Особенно выразительны в своем благородном "мясе" были низкие голоса - туба, контрабасы, литавры, большой барабан, поддерживающие звуковые колоннады фактуры. Художественный руководитель Ольга Ростропович солистом-виолончелистом открытия фестиваля выбрала в этом году 26-летнего Пабло Феррандеса, "папиного виолончельного внука". Лауреат последнего конкурса Чайковского, ученик Наталии Николаевны Шаховской, ученицы Ростроповича, исполнил партию виолончели в Симфонии-концерте ми минор. Фото: Александр Куров Огромная честь и величайшая ответственность для молодого музыканта играть сочинение Прокофьева, написанное при непосредственном участии Ростроповича и посвященное ему. Под огромным портретом маэстро Славы Пабло играл уверенно, самозабвенно и очень углубленно на уникальном инструменте Антонио Страдивари "Лорд Эйлсфорд" 1696 года. Третьим произведением Прокофьева в этот вечер прозвучала до-диез минорная 7-я последняя симфония композитора. Одна из вершин симфонической музыки XX века - прозрачная и ясная, выразительная и эмоционально заразительная в проявлениях гимнического утверждения жизни. В руках мастера Томаса Сондергаарда звучание оркестра приобрело еще и ощущение студийного эффекта. В условиях звукозаписывающего пространства группы инструментов и отдельные инструменты отделяются специальными щитами, чтобы они "не лезли" друг на друга. Блистательный "звукорежиссер" дирижер Томас Сондергаард вместе с музыкантами Симфонического оркестра Берлинского радио вживую выстроили идеальное "многоканальное" звучание в Большом зале. Оркестр подавал звук одновременно единым целым и индивидуальными группами. А настроение окрыленного счастья не покидало слушателей. "Концепция фестиваля всегда одна – безукоризненное качество," - Ольга Ростропович. IX Международный фестиваль Мстислава Ростроповича преподнесет Москве еще четыре концерта с грандиозным концертом-закрытием 3 апреля в Государственном Кремлевском Дворце.

Пронзительный гимн жизни
© Ревизор.ru