Самые интересные спектакли «Золотой Маски – 2018»
«Царь Эдип», Театр им. Вахтангова, Москва В постановке режиссера Римаса Туминаса соединилась греческая классика и психологизм русской театральной школы. По словам самого режиссера, это спектакль о достоинстве, чести и силе правителя, нашедшего силы покарать самого себя. Но даже над царем, как и над всеми присутствующими, довлеет рок – огромная темная труба, прокатывающаяся по сцене, которую никто не в силах остановить. Эта театральная постановка напоминает нам об античности и обнажает современную тему власти. «Гроза», Молодежный театр, Краснодар Казалось бы, сложно найти какие-либо новые смыслы в пьесе Островского «Гроза». Однако режиссер Даниил Безносов разбивает все стереотипы и предлагает зрителям испытать временем эту хрестоматийную историю. Постановка не рассказывает о какой-то конкретной эпохе, а представляет нам архетипы русской жизни. Здесь сохранена поэзия и музыкальность языка великого драматурга. Но развязка еще более трагична. Парадоксальность героев в очередной раз доказывает, что драма в конце неизбежна. И нам остается дышать одним воздухом с людьми на сцене и ждать как грозы этого рока. «Губернатор», Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург Частная история человека во власти из рассказа Леонида Андреева предстает у режиссера Андрея Могучего тяжелым размышлением о вечном споре долга и совести, силы власти и человеческой слабости. На сцене смешиваются планы, теряются границы реальности, трагедия личности становится маленькой нитью в кровавом полотне истории. И только сострадание может спасти человечество от ужаса равнодушия. Спектакль опускается на зрителей как тревожный сон и оставляет после себя ощущение мощи и напряжения. «Демократия», Российский академический молодежный театр, Москва Спектакль о крушении иллюзий по произведению Майкла Фрейна – это призыв напомнить всем нам о том, что такое «общество», дискуссии и диалог. Режиссер Алексей Бородин обходится без нравоучений и дает возможность каждому сделать свой выбор. И его театр становится подходящей площадкой для таких размышлений. «Чук и Гек», Александринский театр, Санкт-Петербург Постановка режиссера-документалиста Михаила Патласова выворачивает наизнанку детскую историю двух мальчиков и показывает нам не отболевшую, страшную тему репрессий 30-х годов. По мнению мастера, тот исторический страх живет в каждом из нас. И его нельзя просто взять и забыть или перечеркнуть навсегда. Чтобы найти выход, нужно посмотреть в лицо этой боли, открыть правду и постараться принять ее. Слова из воспоминаний заключенных и репрессированных вскрывают исторические раны. И перед каждым открывается возможность понять и простить своих предков. «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», Театр на Таганке, Москва Режиссер Алексей Франдетти впервые воплотил на российской сцене музыкальный триллер Стивена Сондхайма по пьесе Хью Уиллера. В этой постановке рушатся театральные границы: все происходит в едином пространстве. Зрители оказываются на мрачных улицах Лондона и участвую в действии. В нескольких шагах от них происходят убийства и раскрывается мрачная, пугающая личность одержимого, сломленного человека. Этот «живой» спектакль затягивает присутствующих в лабиринты событий, и каждый на личном опте начинает понимать, что такое современный иммерсивный театр. «Воительница Джырыбына», Театр «Олонхо» Якутск Эта постановка – талантливый пример воплощения древнего эпоса на современной сцене. Фантастическая история о девушке-воине, которая становится защитником Среднего мира от сил зла, динамично разворачивается на сцене. Национальная музыка народа Саха, шаманские обряды, мистериальная символика – все это не может оставить городского зрителя равнодушным. «Музей инопланетного вторжения», Театр взаимных действий, Москва Спектакль-эксперимент по мотивам произведения «Война миров» Герберта Уэллса. Это постановка без режиссера, горизонтальный театр, где каждый актер участвует в создании пространства и действия. Зритель попадает на экскурсию во времена вторжения инопланетян в 80-е годы прошлого столетия. Предоставленный себе и своим мыслям, здесь человек волей-неволей начинает задумывать о чуждости и враждебности мира вокруг. И маленькая склянка с выжившим существом становится единственным спасением для каждого в этом мире. Кстати, в 2018 году «Золотая Маска» вместе с генеральным партнером фестиваля «Сбербанк» сделали акцент на максимальное расширение аудитории: благодаря запущенному приложению «Искусство.Вслух» спектакли стали доступны слабовидящим и незрячим людям, а с помощью программы «Золотая Маска в Кино» осуществляется трансляция спектаклей фестиваля в кинотеатрах по всей России в прямом эфире (с отложенной трансляцией в других часовых поясах).