«Я против философии жирных деток». Откровения Игоря Сандлера
В 22 года он стал клавишником легендарной советской рок-группы «Интеграл». Снимался в кино и экспериментировал с рок-аранжировкой классической музыки. Открыл стране Григория Лепса. Продвигал «красный рок» на «Туманном Альбионе». В лихие постперестроечные времена исчез с рок-сцены и занялся молочным бизнесом. Заслуженный работник культуры РФ. Одновременно... Заслуженный работник промышленности Московской области. Известный музыкальный продюсер Игорь Сандлер - главный партнер совместного шоу-проекта «Площадь Согласия». Наша беседа посвящена обратной стороне рок-музыки. Той, на которую многие современные «звезды» пытаются не заглядывать... - Полгода назад стартовал шоу-проект «Площадь Согласия», который «Вечерка» проводит совместно с твоим продюсерским центром. Внешне все прилично. В студии - хорошие ребята. Смотришь и радуешься - они такие «позитивные», так искренне готовы чему-то учиться у «стариков». Вроде бы, и глазки у них горят. У тебя нет ощущения, что не у них, а в самой рок-музыке что-то пошло не так? - Новички, приходящие в рок-музыку, должны отдавать себе отчет, что в современной рок-музыке нет «философии бабла». И когда я делал первые шаги на сцене, тоже нажива суперидеей не была. Я вот без рок-музыки реально жить не могу... Я себя считаю солдатом рок-н-ролла. Если мой близкий друг Бари Каримович Алибасов все-таки махнул на рок-н-ролл и сделал «На-На», значит ему уже было все равно. Для него как раз главное, как быть на пике популярности. Я устроен совершенно по-другому. Я никогда не уйду в попсу. Я лучше буду зарабатывать чем-то другим, но я не предам рок-н-ролл. Почему? Потому что это музыка честная, открытая. Она, выражаясь языком подворотен, по роже сразу бьет. Она от природы социальная. Потому что на западе эта музыка родилась в бедных кварталах. Это потом «Роллинги» и «Битлз» стали мультимиллионерами и богатыми людьми... Но первоначально все из голодных семей вышли. Какой взрыв внутренний был! Какой прорыв души! Так же, как и настоящий блюз родился на негритянских плантациях... Так же, как частушки и причитания исполнялись в русских избах с земляным полом. В глубине. Где нищета... И взрыв души! Вспоминаю одну встречу с Гариком Сукачевым. Все его, конечно, знают. Кто-то любит, кто-то нет, – не важно. Личность, бесспорно, яркая. И вот Гарик Сукачев года три назад ко мне приехал в гости. Встретились, поболтали... Записали что-то в студии. И я говорю: «Гарик, я много помогаю молодежи. Давай я тебя в жюри молодежного конкурса приглашу? В любом формате. Ты уважаемый человек». А он мне вопросом на вопрос: «Тебе это надо? Зачем ты помогаешь молодежи?». Ну, я свою точку зрения рассказал, на что он говорит: «Вот смотри. «Бригада С»... Даже не «Бригада С». Гарик Сукачев! В 80-х я выходил на сцену любого красного уголка районного Дворца культуры. На первый концерт пришло десять человек. Моих друзей. На второй - уже двадцать. Это были друзья и друзья друзей. На третий – пятьдесят. Потом – сто. Мне же никто не помогал. Если человеку есть, что сказать, если из него реально рвется то, чем он хочет поделиться, - не надо ему помогать. Он сам будет настолько ярок и притягателен, что никакая помощь ему не нужна. Творчество, конкретно рок-музыка, это - или честно, ярко и открыто... Или крест! Тогда забудь, - не выходи на сцену. Личность, яркая и харизматичная, с дерзкой мыслью и с правильным посылом, она по-любому пробьет все и встанет на то место, которое ей предопределено судьбой». Я парирую: «Ну а как же? Есть мега-талантливые исполнители. Они, поэты, композиторы, аранжировщики – не менее гениальные люди, чем лидеры групп. И лично им нет нужды заставлять реветь от восторга толпу на стадионе. Таким надо помочь «просто войти». Кто-то вот в одиночку пробился... Это моя позиция, - помогать надо. А логика Гарика Сукачева – помогать не надо. Моя основана на истине, что бездарность, это не я сказал, - пробьется сама. А талантам надо помогать. Как и в нашем сегодняшнем проекте. Родина всегда была богата на таланты, самородки. Ведь Россия, абсолютно, безо всяких разговоров, впереди планеты всей, например, в классической музыке: Чайковский, Прокофьев, Шостакович, Стравинский... И сейчас тоже есть таланты. Им-то и надо помочь. - Хорошо, гламурный вариант не подходит. Но рок гламур не подразумевает. Рок не течет в правильном направлении. В его стихии очень часто нужно грести «против волны», выпадать из благости. - Мне плевать, завтра сверху кирпич на голову упадет, или, не дай Бог, случится это через двадцать лет. У меня есть энергия на сегодняшний момент, и я не думаю, что будет через два десятилетия. Я делаю то, что я должен. Будет ли новый поворот или нет – я не знаю. Я верю в судьбу. Верю, что нам предопределена определенная дорога. И я иду своей дорогой. Если появится шанс, я его обязательно использую... СПРАВКА 5 Топовых проектов Игоря Сандлера - Англо-российская группа Red Rock - Конкурс одаренных детей «Золотая нота» - Первый детский рок-фестиваль KidsRockFest - Первый российский фестиваль гитарной музыки в Плесе - Вечера памяти ушедших музыкантов Фильмы - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982) - «Рецепт её молодости» (1983) - «Живая Душа». Продюсер фильма (2013). - «Life is Rock». Главный герой и продюсер фильма (2013). - «Good Монин». Фильм посвященный памяти Александра Монина. - Продюсер фильма. (2013) Книги 2004 — «Евреи, Кто они?» (в соавторстве с Борисом Сандлером) 2009 — «Парк Советского Периода» (в соавторстве с Борисом Сандлером) 2011 — «Список Сандлера». Два тома (в соавторстве с Борисом Сандлером) 2014 — «Гиганты Шоу-Бизнеса». Два тома (в соавторстве с Валерием Кучеренко) 2017 - Люди, изменившие музыку. Первый том семитомника в соавторстве с Валерием Кучеренко.