Минкультуры создаст правовую базу по освещению музеев не позднее 2019 года

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 апреля. /ТАСС/. Министерство культуры России создаст рекомендации и нормативные документы, в которых коснется темы освещения музейных залов. Необходимость создания таких норм вызвана появлением новых технологий подсветки, совершивших революцию в освещении, но требующих исследований с точки зрения влияния на музейные предметы, рассказал на конференции "Свет в музее" замминистра культуры Владимир Аристархов. "Мы в этом году сделаем первую научную работу, которая обобщит базу работ по данной тематике. Вторым этапом, я думаю, что это будет будущий год, это создание правовой базы. Мы ставим себе задачу - выпуск данных нормативных актов не позже 2019 года", - пояснил ТАСС Аристархов в кулуарах конференции Поиск баланса Вопрос музейного освещения только на первый взгляд является узкой темой, касающейся лишь специалистов в этой области, уверены участники конференции. Сейчас представление экспонатов, в том числе оформление витрин и подсветки, существенно влияет на впечатление посетителей от экспозиции и желание посетителей вернуться в музей вновь, уверен вице-президент ИКОМ (международного совета музеев) России Василий Панкратов. "Давно ушли в прошлое те времена, когда любое музейное пространство оценивалось исключительно по качеству экспонатов. Сейчас обращают внимание и на то, как материал представлен, какое оборудование использовано и, конечно, на свет", - отметил Панкратов. По словам замдиректора Государственного Эрмитажа Георгия Вилинбахова, отношение посетителей музея к свету существенно изменилось за прошедшие годы. "Тридцать лет назад жаловались на то, что не очень чисто в туалете, посетители жаловались, что иногда не очень вежливые сотрудники, но не было жалоб на то, что плохой свет. Сейчас практически каждая вторая жалоба о том, что в музее темно", - отметил он. При этом, подчеркивали все участники дискуссии, вопрос света в музее - это вопрос баланса между требованиями посетителей и необходимостью сохранить шедевры искусства прошлого, для многих из которых опасным является даже слишком долгое нахождение в зале при дневном свете. Новые технологии Главная инновация в деле музейного света последних лет - широкое распространение светодиодных ламп. Они позволяют экономить энергию и деньги, при этом святят ярче обычных. Однако до сих пор не обобщили опыт использования их света в музеях и того, как он влияет на сохранность картин. Также отмечают роль развития датчиков, которые помогают следить за состоянием экспонатов. "Развитие измерительной техники и телекоммуникаций позволяет оснастить самые драгоценные экспонаты, а потом и все экспонаты специальными датчиками которые будут контролировать и уровень освещенности, и время экспозиции, это позволит музеям своевременно принимать решение о смене экспозиции, чтобы не допустить повреждения экспонатов", - рассказала гендиректор Светотехнического института имени Вавилова Анна Шахпарунянц. Старые здания Однако использовать новейшие технологии, которые применяют в театрах, концертных залах или современных выставочных центрах, не всегда просто в исторических зданиях музеев. "Мы всегда ограничены охранными обязательствами по зданию, очень сложная проблема. Поскольку с точки зрения расчетов хорошо сделать одним образом, а охранные обязательства не позволяют сделать крепления или это требует длительных согласований", - отметил замгендиректора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов. Вопрос денег Еще одним важным вопросом для всех музеев является финансирование. Новые системы дороги, и если новые нормативы сделать слишком жесткими, многие учреждения культуры с трудом смогут им соответствовать, отметил замгендиректора компании "Нео ЭКСПО-Арт" Николай Воробьев. "Можно сделать самыми дешевыми светильниками очень красивую картину и не надо этого пугаться", - отметил он. При этом, как подчеркнул в своем выступлении председатель научно-технического совета "Светотехника" Георгий Боос, сейчас в России развернуто производства отечественной подсветки для музеев. Использование российского оборудование может помочь музеям сэкономить. "Вообще светильники для экспозиционного освещения даже в Советском Союзе закупались за рубежом. Впервые в России стоит на линии производство отечественных экспозиционных светильников, сложных, с линзами со сложными диафрагмами, с переменными линзами, в том числе с дистанционно управляемыми", - пояснил он. Первая конференция "Свет в музее" проходит в Государственном Эрмитаже. Она собрала специалистов музейного дела из России, Германии, Италии, Нидерландов и других стран.