В Ижевске состоялась премьера оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова
Ижевск. Удмуртия. Оперу Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» поставили на сцене Государственного театра оперы и балета Удмуртии. Премьера спектакля состоялась в четверг, 19 апреля. Корреспондент информационного агентства «Сусанин» Александра Бобрович оказалась в числе первых зрителей. (null) Опера в трех действиях «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Музыкальный руководитель и дирижер - заслуженный деятель искусств УР Николай Роготнев. Постановка - заслуженный деятель искусств УР Николай Маркелов. Сценография, костюмы - Сергей Новиков (Санкт-Петербург). Хормейстер - заслуженный деятель искусств УР Людмила Елисеева. Действующие лица и исполнители: Князь Юрий Всеволодович - Андрей Какошкин. Княжич Всеволод Юрьевич - заслуженный артист УР Максим Гаврилов. Феврония - солистка Государственного музыкального театра им. И. Яушева, заслуженная артистка республики Мордовия Наталья Макарова. Гришка Кутерьма - заслуженный артист УР Алексей Городилов. Фёдор Поярок - солист Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, заслуженный артист Татарстана Юрий Ившин. Отрок - солистка Марийского государственного театра оперы и балета им Э. Сапаева Любовь Добрынин. Гусляр - Сергей Пурше. Медведчик - заслуженный артист УР Анатолий Павлов. Бедяй, богатырь татарский - заслуженный артист УР Юрий Пуршев. Бурундай, богатырь татарский - заслуженный артист УР Александр Димитров. Сирин, райская птица - Ольга Соловьева. Алконост, райская птица - заслуженная артистка УР Ирина Самойлова. Театр оперы и балета Удмуртии на протяжении долгих лет радует зрителей прекрасными и масштабными постановками. В прошлом году состоялась премьера балета Мариуса Петипа «Баядерка». Однако в году нынешнем режиссер театра Николай Маркелов представил публике одну из самых сложных опер Николая Римского-Корсакова - «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Постановка состоит из трех действий: начало истории, кульминация и ее финал. На сцене три локации сменяют друг друга. При этом опера у Николая Маркелова получилась динамичной, без лишней статичности и затянутости. Благодаря плавным, но в тоже время быстрым переходам «Китеж» смотрится на одном дыхании. В нем все просто и условно. Нет привязки к какой-либо исторической эпохе. Перед зрителем предстает собирательный образ русского народа – от Руси с ее князьями и дружиной до Российской империи начала 20-го столетия. В образах героев, как главных, так и второстепенных, угадываются все крупные потрясения, которые довелось испытать людям. (null) Солировали в этот вечер приглашенные артисты из Мордовии и Татарстана вместе с членами труппы ижевского театра. Им удалось создать удивительные образы, прекрасно гармонирующие друг с другом. Покорила зрительские сердца в этот вечер Наталья Макарова из Мордовии. Ее Феврония получилась на редкость удачной. В прическе, жестах и сценическом образе отчетливо угадывалась исконно русская девушка. Говоря о «Китеже», стоит отдельно отметить декорации, реквизит и костюмы. В них четко прослеживается влияние постмодернизма. Это и татары, одетые в черную кожу и меха, так напоминающие рыцарские латы. И княжич Всеволод в традиционной красной рубахе с надетым поверх гусарским мундиром. Да и костюмы артистов, в которых четко угадываются одеяния времени Ивана Грозного, петровской эпохи, 19-го века и Первой мировой войны. (null) Кроме того, не оставили равнодушными зрителей и летающие деревянные доски в симфонической картине «Сеча при Керженце». Дети с куклами в руках, игра белого и красного света, сменяющего друг друга при смене мелодии. (null) Идя в этот вечер в оперу, казалось бы, стоит ждать классическую постановку. Слегка тяжеловесную, с долгими партиями и статичными декорациями. Но Николаю Маркелову, как и в случае с «Баядеркой», вновь удалось удивить капризного зрителя. Вместо классики в ее типичном понимании на сцене оперного театра царствовал символизм Серебряного века, известный обычному человеку по именам Ахматовой, Блока и многих других поэтов начала прошлого столетия. Огромное удовольствие вызвало то, что «Китеж» - это русская опера. В ней нет тех вопросов, что поднимают театральные постановки Европы и мира. В частности, вопрос выбора человека между любовью и долгом, долгом и предательством, честью и предательством. В «Китеже» все говорит о русском – о Руси и России, о русском человеке. О том, что делает человека человеком, и основах его веры. В людей, в Бога, в себя. (null) На протяжении трех часов можно увидеть простую русскую девушку и Русь с ее деревянными церквями и монастырями в образе Февронии. В княжиче Всеволоде, его отце Юрии и жителях Великого Китежа проступает Россия эпохи Петра, Екатерины Великой, Павла I. В финале оперы в Небесном Китеже вдруг отчетливо проступает образ царской семьи Николая II. В опере прекрасно передается и ощущение трагедии, которая должна произойти и которая произойдет. Не случайно даже в декорациях показан маятник – символ смены эпох. Как раз то, что и предчувствовал сам автор «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – композитор Николай Римский-Корсаков и многие из его поколения. Все это и подкупает зрителя. Вызывает овации и долгое «браво» при приветствии режиссера и артистов, а также желание еще раз посмотреть постановку. Окунуться в нее, увидеть то, что не было замечено при первом просмотре. Наша справка: Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» была написана Николаем Римским-Корсаковым в период с 1903 по 1907 годы. В ее основе лежат древнерусские легенды и сказание о святой княгине Февронии Муромской. «Китеж» считается четырнадцатым произведением известного композитора и одним из самых сложных по культурному и философскому замыслу. Сам Римский-Корсаков считал оперу итогом своего творчества и даже думал разрешить ее постановку только после своей смерти. Помимо Театра оперы и балета Удмуртии, «Китеж» можно посмотреть всего в четырех театрах мира: в Мариинском театре Санкт-Петербурга, московском Большом, а также в театре Лисео в Барселоне и в Нидерландской опере в Амстердаме.