Традиционные ценности: как меняются вкусы коллекционеров-миллиардеров

Рассматривая российские коллекции, выставляемые в частных музеях и на выставках, искусствовед по просьбе Life оценил эстетические предпочтения их владельцев.

Традиционные ценности: как меняются вкусы коллекционеров-миллиардеров
© Forbes.ru

По мнению Каменского, можно выделить несколько основных трендов:

Видео дня

• Собиратели русской иконы. Яркий пример — и его Музей русской иконы.

• Русское искусство, впитавшее дух импрессионизма — и его частный музей

• Реализм и соцреализм, получивший форму советского модернизма, «суровый стиль» в музее ИРРИ

• Современное искусство, которое собирают , и , Наташа и , , Ивета и Тамаз Манашеровы, и .

• Искусство первой трети XX века, от «Мира искусства» до мастеров советской предвоенной эпохи, исключая беспредметность — собрание . По мнению Каменского, коллекция Авена, 20, 15 и даже 10 лет назад воплощала эстетические идеалы представителей самой передовой, образованной и прогрессивно мыслящей российской элиты, в основном состоящей из поколения самого Авена. Но сейчас, когда происходит смена поколений, эстетические предпочтения элиты сместились в сторону современного искусства. А коллекция Авена превращается в манифест либерального консерватизма рубежа ХХ — XXI веков. При этом и сам коллекционер, и эксперты высоко оценивают значимость собрания, которое соответствует музейному уровню. «Собрание Петра Олеговича по качеству и количеству работ, а главное, концептуальности подбора, многократно превосходит все имеющиеся частные коллекции русского искусства», — говорит Михаил Каменский.

• Русский реализм XIX- начала XX века по-прежнему остается доминирующим российским трендом, поскольку соответствует представлениям об эталоне национальной русской школы и легко считывается нашими согражданами любым. Этот эстетический эталон стабилен на протяжении десятилетий и эффективно сопротивляется проникновениям любых модификаций «черных квадратов». Но среди собирателей Шишкина, Васнецова и Айвазовского не так уж много лидеров общественного мнения, поэтому их коллекции не персонифицированы в публичном пространстве.

• Этнически обусловленные коллекции, например, коллекция , поставившего перед собой задачу собрать шедевры, олицетворяющие собой еврейских художественный гений.

• Коллекции, отражающие имперское сознание советского периода, с 1930-х до 50-х годов. Например, коллекции , собравшего великолепные образцы материальных носителей этого сознания — агитфарфор, агитлак, агиткость, мебель сталинского ампира, а также выпускающего книги с подробнейшим описанием и анализом архивного наследия икон этой «имперскости» – Григория Алекандрова и .

• Коллекции «другого искусства», фиксирующие общественное сознания эпохи шестидесятничества, в частности, собрания , Михаила Алшибая и Александра Кроника.

Все эти направления публичного коллекционирования выражают эстетические предпочтения и интеллектуальные увлечения разных сегментов нашего общества. На арт-рынке российские вкусы выражены значительно конкретней. Рынок с 1990-х до середины 2000-х годов следовал моде на русский реализм и искусство серебряного века, рассказывает искусствовед Михаил Каменский. — Следом, в период президентства , возник очевидный коллекционерский интерес к современным русским художникам, совмещенный с инвестиционным аппетитом к импрессионистам и европейским модернистам.

Возвращение обозначило очередную смену парадигмы — в фокусе рынка традиционные художественные ценности, первые имена русской художественной школы, сформировавшие эстетический канон поколений. Манифестом этого интереса стали невероятно успешные художественные события, прямого отношения к рынку не имеющие — выставки Айвазовского, Серова, Серебряковой, Верещагина.

Читайте также

Раскрыли цифры: в России впервые подсчитали объем рынка российского современного искусства Зачем американский инвестор скупил всего Рембрандта на рынке