Уильям Шекспир. In memoriam
Кем был Шекспир? Драматургом, актёром, поэтом, сыном перчаточника? И тем, и другим, и этим. О его жизни сохранились довольно скудные воспоминания, взятые из второстепенных источников. Говорят, что английский драматург служил и учителем в зажиточных домах, работал в лондонских театрах суфлёром, рабочим сцены. Он писал пьесы в расчёте на своих современников, актёров-друзей лондонского театра “Глобус”, никак не похожих на утончённые образы Иннокентия Смоктуновского и Лоуренса Оливье, а оказалось, что остался в мировой литературе, искусстве навсегда. Его первые шаги в драматургии были не столь оригинальны, во многом они были повтором популярных в ту эпоху жанров, сюжетов, пьес. Но с течением времени драматург наполняет свои творения новым содержанием. Из-под пера Уильяма Шекспира выходят “Ромео и Джульетта”, комедии “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”. Позже, на рубеже веков, его перу стали подвластны произведения, принесшие подлинную славу на века: “Гамлет”, “Макбет”, “Король лир”, “Отелло”, пьесы принесли невероятную популярность “Глобусу”, а состояние его владельцев возросло неоднократно. В финале жизни он явил миру пьесы-фантазии “Буря”, “Зимняя сказка”, произведения на античные сюжеты – “Кориолан”, “Антоний и Клеопатра”. В них английский драматург проявил себя большим знатоком законов драмы, соединив черты трагедии и сказки. Фото: 24smi.org Уильям Шекспир был и непревзойдённым создателем цикла сонетов, популярного в то время стихотворного лирического жанра. Новое звучание его поэтические шедевры обрели в период расцвета романтизма, в XIX веке цитирование строк английского поэта стало модным: Смежая веки, вижу я острей. Открыв глаза, гляжу, не замечая, Но светел темный взгляд моих очей, Когда во сне к тебе их обращаю. И если так светла ночная тень - Твоей неясной тени отраженье, - То как велик твой свет в лучистый день. Насколько явь светлее сновиденья! Каким бы счастьем было для меня - Проснувшись утром, увидать воочью Тот ясный лик в лучах живого дня, Что мне светил туманно мертвой ночью. День без тебя казался ночью мне, А день я видел по ночам во сне. Театр Шекспира "Глобус" в Лондоне (реконструкция). Фото: threesixfivecity.com Ларец творений Уильяма Шекспира оказался на диво богат – сюжеты его произведений вдохновили далеко не одно поколение английских, русских, немецких, французских драматургов. И не только их: бессмертные произведения английского классика воплотились в творчестве кинорежиссёров (в мировом кинематографе насчитывается более 30 экранизаций “Гамлета”), театральных постановок не счесть, а ещё заметный след оставила музыка. На сюжеты драматических и поэтических произведений драматурга свои творения создавали Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Джоаккино Россини и Джузеппе Верди. На самую знаменитую печальную повесть, “Ромео и Джульетта”, Шарль Гуно написал оперу, Гектор Берлиоз симфонию и, конечно, Леонард Бернстайн – его мюзикл “Вестсайдская история” знаком едва ли не каждому зрителю второй половины ХХ-го века. Наши, русские композиторы, оставили заметный след в переосмыслении творчества Уильяма Шекспира. Кто не помнит грозно-мрачную мелодию Дмитрия Шостаковича из экранизаций “Гамлета” и “Короля Лира” Григория Козинцева? И никого не оставила равнодушным великолепная игра Юри Ярвета, Олега Даля, Иннокентия Смоктуновского, Юрия Толубеева… А до Шостаковича был Александр Алябьев – первый русский композитор, написавший оперы “Буря” и “Волшебная ночь”. Затем последовали увертюра “Король Лир” Милия Балакирева, симфоническое произведение “Буря” Петра Ильича Чайковского, его же увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”, а век ХХ подарил нам всем знаменитый балет Сергея Сергеевича Прокофьева, где блистала несравненная Галина Сергеевна Уланова. Кадр из фильма Григория Козинцева "Гамлет". Фото: iphonecineonline.com И, конечно, золотой век русского театра… “Гамлет” Таганки и “Гамлет” Ленкома (постановка Андрея Тарковского), “Антоний и Клеопатра” театра имени Е. Б. Вахтангова. Шекспир вечен, Шекспир одновременно юн и стар, Шекспир мудр и умён. Он в наших сердцах и душах. Навеки и навсегда. В русском театре, в русском кино, в русской литературе и в русском искусстве. Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока.