Войти в почту

XV Всероссийский фестиваль "Арлекин": итоги

В этом году он продолжался более недели – с 20 по 28 апреля – и был действительно всероссийским и по-настоящему фестивальным. Спектакли – девять конкурсной и восемь внеконкурсной программ – лекции, эскизы, читки и мастер-классы – здесь могли найти что-то на свой вкус даже самые привередливые зрители. Строго говоря, фестиваль начался за несколько часов до торжественного открытия – презентацией пространства "Квартира" и спектакля "Недетские разговоры". Продюсер проекта Ника Пархомовская и его творческий руководитель Борис Павлович рассказали о "Квартире", истории ее создания и ее миссии. Этот разговор определил общую интонацию фестиваля – лично-доверительную, немного даже исповедальную. Пространство "Квартира". Фото: kudago.com Честь же стать первым спектаклем на фестивале досталась постановке "Спасти супербелку" (Театральная компания "Артслэнд" и Театр "Центр драматургии и режиссуры", г. Москва, режиссер Екатерина Корабельник). Очень легкий и по-хорошему дурашливый, использующий технологию проекций и коллажей (а точнее, интерактивной аудиовизуальной инсталляции), спектакль сразу обозначил основное направление фестиваля – искусство не только для детей, но и для родителей. Забавная сказка американской детской писательницы Кейт ДиКамилло превратилась в доброе подтрунивание над отношениями детей и взрослых, историю о поисках чуда в привычном окружении и о том, что у каждого человека есть свой мир, который тоже иногда требует спасения. Видеоряд, играющий полноценную роль наравне с актерами, не оказался – такой уж каламбур! – незамеченным, и "Спасти супербелку" получил специальную премию дирекции "Арлекина" "за успешное освоение нового театрального жанра – спектакля-комикса". Сцена из спектакля "Спасти супербелку". Фото: klass-center.ru Комиксы, к слову, оказались доминирующей темой нынешнего "Арлекина". Именно созданию комиксов были посвящены два мастер-класса: один дизайнера Екатерины Яковлевой, для детей 7-11 лет, другой – для подростков, иллюстратора Юлии Никитиной. И именно поставленными по комиксам стали четыре сценических эскиза. "Мария и я" санкт-петербургского режиссера Ивана Куркина приглашала – нет, не зрителей, а участников, поскольку в пространство постановки желающие попадают лишь группами по десять человек – в мир Марии, девочки с синдромом аутизма. Никому не удастся остаться в стороне молчаливыми созерцателями – в квестовой форме от них попросят помочь Марии выбрать футболку, расставить вещи по группам или просто вместе с ней послушать шум моря. Ижевский режиссер Павел Зорин выбрал для эскиза гораздо менее проблематичный текст – французский комикс "Ариоль" о приключениях антропоморфного осленка и его друзей. Набор историй-скетчей о школьной жизни, конечно, мил – но при этом и весьма поверхностен. Интерес вызывает лишь глобальная идея режиссера, что они не остановятся на одном спектакле, а сделают своеобразный театральный сериал по всему массиву комиксов об Ариоле. "Ариоль". Эпизод из сценической зарисовки. Фото: vk.com/Арт-резиденция Ижевск Илья Мощицкий из Санкт-Петербурга обратился к известному комиксу прославленного британского иллюстратора Тома Голда "Голиаф". Голд использует популярный в последнее время прием "историю пишут победители" и рассказывает об ужасном великане Голиафе как о мирном недотепе, который предпочитает штабную работу, но им – а точнее, его внушающим страх ростом – цинично пользуются. Библейский финал известен заранее – и поэтому интересно не то, что происходит, а то, как это происходит. Режиссер погрузил пространство эскиза в те же коричнево-черные тона, что и в оригинальном комиксе, и полностью лишил персонажей речи – за них говорят всплывающие на покрывающей сцену воде слова. Из Санкт-Петербурга же и Юлия Каландаришвили, режиссер "Слона и я". Ей досталась, наверное, сама сложная задача – ведь автор (и главный герой) комикса присутствовал на показе в зале. История о мальчике, прикованном к кровати и медленно свыкающимся с тем, что он никогда не будет ходить, подана горьковато-иронично, через мысленное отделение себя от своего беспомощного тела. Но вернемся к конкурсной программе. Сцена из спектакля "Сказка о попе и о работнике его Балде". Фото: 2go2go.ru Вячеслав Поляков, режиссер "Сказки о попе и работнике его Балде" (Государственный Национальный театр Республики Карелия, г. Петрозаводск), обозначил жанр спектакля как "приключение в формате молодежной тусовки". Собственно, добавить к этому и нечего. Предназначенная для камерной сцены постановка обрушивает на зрителей вихрь задора и позитива, где текст Пушкина является лишь квестовым заданием: "рассказать с использованием подручных средств". Герои вдохновенно шуршат гофрированными трубами, колотят по пустым жестяным бочкам и обращаются за подсказками к Siri – а в конце, довольный сим действом, им машет с балкона сам А.С., но… точно так же в том же формате и с теми же трубами можно пересказать что угодно из русской классики. В прошлом году работа Вячеслава Полякова "Сын-медведь", основанная на карельском фольклоре, стала победителем в номинации "Лучший спектакль" (что и профинансировало "Сказку о попе…"), но в этот раз жюри отметило лишь "Лучший актерский ансамбль", а режиссер получил от Союза театральных деятелей России творческую командировку на один из крупных театральных фестивалей. Сцена из спектакля "Птицы". Фото: Ю. Смелкина/Театр Ленсовета О спектакле "Птицы" Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета мы уже рассказывали. Здесь можно лишь добавить, что его по достоинству оценило и жюри конкурса – дипломы получили Мария Лукка (в номинациях "Лучшая работа художника-постановщика" и "Лучшая работа художника по костюмам"), Римма Саркисян ("Лучшее пластическое решение"), Елизавета Бородулина ("Лучшее музыкальное оформление") и София Никифорова – за лучшую женскую роль. Строго говоря, в номинации "Лучшая женская роль" победили сразу два человека. Второй стала Юлия Волкова из московского Театрально-культурного центра имени Вс. Мейерхольда, представившего спектакль "Дурацкие дети. Леля и Минька" по рассказам Михаила Зощенко (режиссер Светлана Иванова-Сергеева). Пропитанный ностальгией рассказ о детстве, разыгранный на двоих на пустой белой камерной сцене, делал ставку на актерское мастерство, что и было замечено жюри – еще один диплом, уже за лучшую мужскую роль, достался Даниле Арикову, "Миньке". Сцена из спектакля "Дурацкие дети. Лёля и Минька". Фото: meyerhold.ru Санкт-Петербургский Упсала-Цирк участвовал с "поэтическим цирком" "Я Басё", который уже был отмечен "Золотой маской" в номинации "Эксперимент". Не обошли его и награды "Арлекина" – "Лучшая работа режиссера" (Яна Тумина и Александр Балсанов), "Лучшая работа композитора" (Анатолий Гонье) и "Лучшая работа художника по свету" (Яна Бойцова). И – "Лучший спектакль", а это означает не только диплом и серебряную статуэтку, но и один миллион рублей на постановку нового спектакля для детей и подростков (режиссеры приоткрыли секрет: это будет проект по картинам Нико Пиросмани). Выбор жюри мало кого удивил: как бы эти ни звучало жестоко, но "Я Басе" оказался на голову выше более чем половины спектаклей-соперников. Рецепт его успеха – в тщательно сбалансированном соединении хокку Мацу Басё с цирковыми элементами, пантомимой, визуальными эффектами, музыкальным оформлением – и, конечно же, игрой актеров, большую часть которых составляют дети с особыми потребностями. В итоге получилось печальное, но светлое пластическое рассуждение о детстве и взрослении, о хрупкости мира, о поэзии, которая есть в сердце каждого человека. Сцена из спектакля "Я Басё". Фото: vk.com/Спектакль "Я Басё" в Упсала-цирке К сожалению, обойденным наградами оказался спектакль Театра-студии "Грань" города Новокуйбышевска "Театр теней Офелии" Дениса Бокурадзе. Для самих создателей спектакля это очень личная история, посвященная памяти основателя Театра-студии "Грань" Эльвире Дульщиковой. Но и без знания контекста постановка выглядит щемяще-трогательной. И без того грустный текст Михаэля Энде превратился в душераздирающую притчу об одиночестве, любви к театру и бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. И о посмертном воздаянии. Будучи единственным кукольным спектаклем в конкурсной программе, он представил целую палитру выразительных средств – от вертепа и кукол разных конструкций до театра теней и актерской игры. Ростовский-на-Дону молодежный театр привез на фестиваль "собачью историю" – "Каштанку". Для режиссера Павла Зобнина это оказался первый детский спектакль, и поставил он его по достаточно классическим лекалам. Небольшая попытка иммерсивности – зрителей долго водят по коридорам театра в поисках собачки, а затем рассаживают на лавках на сцене – существенной роли в постановке не играет (становясь, по сути дела, всего лишь очередной интерпретацией камерности сцены). Это хороший спектакль, чтобы знакомить детей с программным школьным произведением – без лишних трактовок и дополнительных смыслов – но при такой сильной конкурсной программе у него не было никаких шансов. Сцена из спектакля "Снежная королева". Фото: Елена Лехова Приз зрительских симпатий под интригующим названием "Глазами детей" увез в Екатеринбург балет-фантазия "Снежная королева" Муниципального театра балета "Щелкунчик". Основанный на музыке Адана, Стравинского, Респиги и других, без сложных балетных па и с соблюдением фабулы сказки Андерсена он был бы всего лишь проходной работой – если бы не подростково-юношеский состав. Именно искренность исполнителей, их яркая индивидуальность – не сглаженная, не затертая холодным профессиональным мастерством – и вызвали интерес и восхищение зрителей-ровесников. Завершал конкурсную программу (и затем стал базой для церемонии закрытия) спектакль Творческой лаборатории "Угол" (г. Казань) "Дети и эти" Радиона Букаева и Регины Сатаровой. Основанный на малоизвестном (по сравнению с "Вредными советами") цикле рассказов Григория Остера, поставленный в минималистических декорациях (три щита, соединенных под углом, превращающиеся то в квартиру, то в офис, то в пустое черное пространство), он выглядел набором милых и забавных скетчей, связанных лишь общими персонажами. Возможно, он значительно выиграет, решись авторы на такую же "сериальность", что и Павел Зорин – тем более, объем материала позволяет. Сцена из спектакля "Дети и эти" (г. Казань). Фото: vk.com/Спектакль "Дети и эти" Внеконкурсная программа фестиваля была не менее разнообразна. Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр "Зазеркалье" представил две оперы для детей – "Свинопас" (реж. Анна Снегова) и "Русалочка" (реж. Мария Павельева). Весьма классические, даже как-то патриархально-уютные, они не принесли зрителям существенных когнитивных диссонансов (некоторые странные эпизоды либретто не в счет, хотя дьявол, как известно, таится в деталях). Театр "Поиск" города Лесосибирск Красноярского края привез свой известный спектакль-чат "Лесосибирск Лойс". Но, к сожалению – лишь первую часть, пусть даже и саму известную, яркую, представляющую собой, собственно, чат. Не менее интересное продолжение – вербатим-рассуждение о судьбах тех, кто родился в Лесосибирске – решили не показывать. Но жюри все равно отметило спектакль и режиссера Радиона Букаева премией "Эксперимент", присуждаемой не каждый год и лишь за интересные и необычные выразительные средства. Сцена из спектакля "Лесосибирск Лойс". Фото: theatre-poisk.ru Гвоздем внеконкурсной программы, несомненно, оказалась постановка московского "Гоголь-центра" "Море деревьев" (режиссер Филипп Авдеев). Она и стала обладателем специальной премии Ассоциации театральных критиков России. И именно она внесла нотку по-детски разнузданного безумия в общем-то достаточно спокойную программу фестиваля. Дети и их фантазии, которые более реальны, чем сама реальность, нежелание взрослеть и становиться унылыми взрослыми, которые – какой сюрприз! – сами когда-то были такими же фантазерами – все это превращается в нервный, пульсирующий комок эмоций и образов. А вот "Умная собачка Соня" (Ведогонь-театр, г. Москва, Зеленоград, режиссер Артем Галушкин) вызвала у постоянных зрителей фестивальных спектаклей ощущение некоторой неловкости. Оказалось, что над ней работала та же техническая команда, что и над "Спасти супербелку", поэтому многие визуальные находки повторились один в один. Как говорится, "не наказуемо", но выбранная для коллажей "Сони" эстетика оказалась сумрачной, давящей и переусложненной лишними смыслами. В итоге забавная история Усачева превратилась в подобие тяжелого, несколько даже болезненного сна. Сцена из спектакля "Умная собачка Соня". Фото: Ведогонь-театр/Паскеева Алина Необычное прочтение не очень любимых в СССР брехтовских "Барабанов в ночи" в виде спектакля "Легенда о мертвом солдате" представила московская школа "Класс-центр" Сергея Казарновского. "Черная комедия разбитого сердца" режиссера Олега Долина, сыгранная в кабаре-стиле, достаточно сильно изменила оригинальный текст – однако на то оказались свои причины: актерами были девятиклассники. Закрывал фестиваль спектакль-фантазия по мотивам поэмы Гомера "Одиссея Одиссея" (Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой, проект "Музей+Театр" в Фонтанном доме, г. Санкт-Петербург) Светланы Озерской. Известная легенда, пересказанная тремя мойрами с помощью слов, света и теней, стала историей о вечном возвращении – историей вне пространства и времени. Дополнительным подарком всем любителям необычного театра стала презентация и спектакли московского театра "Тень", а точнее, их проекта КукКафе "У. Шекспира". Пьесы великого драматурга, усушенные и утрушенные до нескольких – самых важных сюжетно! – минут, разыгранные куклами в пространстве антикварного буфета, станут для посетителей пищей духовной – в то время как в перерыве гостей будут потчевать пищей физической: закусками и десертами, основанными все на тех же шекспировских пьесах. Режиссеры Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум продумали для каждого из мини-спектаклей свою эстетику (например, зрители могут сами выбрать Отелло – "брутального" или "интеллигентного", а героями "Тита Андроника" стали персонажи известных триллеров и фильмов ужасов), а театральное "меню" может меняться в зависимости от желаний конкретной группы посетителей. Сцена из спектакля "Одиссея Одиссея". Фото: peterburg2.ru В рамках фестиваля прошла также лаборатория "Маленькая ремарка" – финал одноименного конкурса новой драматургии для детей и подростков. На ней показали спектакль и три читки-эскиза по лучшим пьесам из 232 представленных на конкурс. Читка-эскиз, конечно, совершенно специфический жанр, по которому можно лишь в общих чертах судить о том, каким станет потенциальный спектакль. Условность мизансцен позволяет составить лишь представление о тексте пьесы и режиссерском замысле (если тот вообще собирается выходить за рамки эскиза). Даже полноценный спектакль – детской театральной мастерской "Гвозди" из Пскова по пьесе Керен Климовски "Дыня" – оказался скорее личным психологическим и психотерапевтическим экспериментом труппы, чем прочтением текста. Стоит сказать и об образовательном семинаре "Актуальные проблемы современного театра для детей и подростков", который длился три дня и успел осветить самые важные проблемы заданной темы. Да и будем справедливы, упомянутые премии и награды были не единственными, которые вручались 28 апреля со сцены Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра "Зазеркалье" (собственно, "хозяина" фестиваля, предоставившего свои сцены, репетиционные залы, холлы, фойе и даже столовую гостям и сделавшего все, чтобы они ощущали себя максимально комфортно). Его директор, Александр Петров, стал лауреатом специальной премии "За великое служение театру для детей". Еще одну специальную премию, "За весомый вклад в развитие детского театра России", увез Архангельский областной театр кукол. Последнюю же из специальных премий жюри, с длинным названием "За творческий тандем лаборатории "Маленькая ремарка" и Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра "Зазеркалье", получили художественный руководитель конкурса новой драматургии "Ремарка" режиссер Олег Липовецкий, куратор драматургического конкурса "Маленькая ремарка" драматург Юлия Тупикина и завпост театра "Зазеркалье" Юрий Шеремет "вкупе со всеми техслужбами" "Зазеркалья". Из спонсорских премий стоит отдельно отметить "За расширение литературных горизонтов и гуманизацию театра для детей и подростков", врученную Ольге Варшавер, замечательному переводчику англоязычной прозы, поэзии и драматургии (именно она перевела книгу ДиКамилло "Флора и Одиссей", которая легла в основу спектакля "Спасти супербелку", не говоря уже о собственных сценических адаптациях некоторых из переводов). Сцена из спектакля "Спасти супербелку". Фото: womensblush.ru Остальные специальные номинации, а также список членов жюри вы можете увидеть на официальном сайте премии и фестиваля: http://www.arlekinspb.ru Об "Арлекине" можно рассказывать еще долго – каждый из спектаклей заслуживает отдельной рецензии, каждая из номинаций может быть подробно проанализирована, некоторые из мероприятий (как, например, творческие встречи и лекции) вообще оказались не упомянуты – но, как говорится, нельзя объять необъятное. На такие фестивали стоит приходить лично (тем более, что здесь нет закрытых показов исключительно для жюри или критиков, зрители только приветствуются) и составлять самостоятельное мнение о нынешнем состоянии детского и подросткового театра. Как по мне, так пациент не только скорее жив, чем мертв – но и довольно активен и вообще пышет энергией и здоровьем.

XV Всероссийский фестиваль "Арлекин": итоги
© Ревизор.ru