Источник силы
Накануне Дня Победы в Пскове в Доме Офицеров открыли выставку «Истоки» художника-фронтовика Алексея Большакова. Организатор выставки – художественная галерея-клуб «Монмартр». Не даром же ещё в феврале искусствовед Ольга Кошелькова сменила название своей группы в Фейсбуке с «Художественная галерея "Дар"» на «Художественная галерея-клуб "Монмартр"». Во время открытия «Истоков» разговор зашёл о том, к какому художественному направлению принадлежал Большаков? Кто он был? Реалист? Пост-экспрессионист?«Разве это реализм?» - удивилась Ольга Кошелькова, реагируя на комментарий о реализме Алексея Большакова. «Всё нужно обозвать», - раздался голос одного из посетителей.Что ж, многие любители живописи так устроены. Им важно понимать, а не только чувствовать. А для понимания нужна теоретическая подготовка, без которой сами художники легко обходятся.А я бы назвал Алексея Большакова баталистом. Но не тем баталистом, на полотнах которого «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий…» У Большакова кони и люди не только смешались, но и растворились. Там тихо и безлюдно. В его живописных работах – мирное небо, но под этим небом земля с историей. Не просто красивый (красивенький) пейзаж, а осколок преображённой - пропущенной через себя – реальности.«Здесь нет просто картинок»», - как выразилась Ольга Кошелькова. «Здесь» – это в небольшом и не слишком приспособленном для вернисажей помещении на первом этаже Дома Офицеров, где размещены работы художника из частных собраний. Некоторые не выставлялись с 70-х годов.«Выставку собирали в спешном порядке, - объяснила Ольга Кошелькова. - Предложение поступило от руководства Дома Офицеров совсем недавно, и очень хотелось успеть ко Дню Победы. Для Алексея Алексеевича этот праздник всегда был особенным. Так что, выходит, сам художник работами своими поздравляет псковичей с наступающим праздником. Жаль только, что не услышим больше рассказов Деда о том, как воевал он практически почти всю войну в пехоте, как контузило, но дошёл-таки в рядах Советской армии до Кёнигсберга...»Помню, мы стояли с искусствоведом Юлием Селиверстовым в музейном зале, и я удивлялся тому, как один псковский художник N. решился повесить неподалёку от картины Алексея Большакова свою картину. Ведь это был сеанс саморазоблачения. Это был такой донос на самого себя: дескать, смотрите, я не умею рисовать. Рядом с картинами Большакова многие картины терялись или выглядели блекло.«Утро туманное». Алексей Большаков.Впрочем, не все псковские художники – особенно при жизни Алексея Большакова - были согласны с тем, что его живопись достойна внимания. На открытии «Истоков» люди принялись вспоминать предыдущие его выставки - прижизненные. Кто-то произнёс: «Отзывы художников были снисходительно-пренебрежительные». «Это недалёкие художники», - ответил художник Сергей Семёнов.Что ж, «Недалёкие художники», - неплохое название для какой-нибудь творческой группы. Недалёкие значит близкие, понятные и поэтому заметные. Возможно даже – модные. А то, что не очень умные – так это даже хорошо.У Алексея Большакова судьба совсем другая. Модным он точно не был. Первый художественный альбом издали к его 80-летнему юбилею. После долгого перерыва часто выставляться начал на девятом десятке жизни и когда стали поступать первые предложения, задал вопрос: «А что, это кому-то нужно?»Он не шутил, потому что снисходительность и пренебрежительность у некоторых его коллег действительно время от времени проявлялись. Это объясняется тем, что Большаков избегал крайностей. Крайности – это конформизм и нонконформизм. Но у Большакова была своя баталия. Он не ублажал взгляд и не эпатировал - шёл своим путём.Во время разговора о Большакове Сергей Семёнов упомянул ещё одного художника, связанного с псковской землёй – Василия Звонцова, – тоже участника Великой Отечественной войны. «Звонцову не повезло, - сказал Сергей Семёнов. - После смерти его работы оказались на помойке». И это несмотря на то, что они явно бы пригодились Пушкинскому заповеднику (многие его офорты посвящены Михайловскому). Как писал о работах Звонцова Михаил Дудин: «В его листах, посвящённых Пушкинскому заповеднику, звучит вечная музыка этих волнистых просторов земли…»Звонцов был минималистом, сосредоточенным на главном. Он старался не отвлекаться на пустяки, не нагружая работы лишними деталями.У Большакова, работавшего совсем в другой технике, минимализм тоже есть. Он живописный. Достаточно взглянуть на его работу 1974 года «Баньки Старой Ладоги». Скупой зимний пейзаж: река, на том берегу храм, на берегу реки несколько деревенских кубиков-бань.Алексей Большаков. «Баньки Старой Ладоги».У Большакова нет роскошных пейзажей, и желания поразить воображение тоже нет. Обычно он выбирал какие-то скромные уголки и темы. И у него получились: «В глуши лесов», «Время топить баньку», «Стожок», «Родничок»… Там, где другой художник, ориентированный на успех, нашёл бы что-нибудь броское, Большаков выбирал какую-нибудь заведомую глушь.Большаков воевал не для того, чтобы потом всю жизнь возвращаться к войне. Все его баньки, стожки, роднички – признак силы, которой не принято кичиться. Он преобразовал войну в мир – на холстах. На его картинах минимум людей и полное отсутствие пафоса. Думаю, что его скромность – от осознания своей силы. Большаков – могучий художник, умевший проявить энергию в самых неочевидных местах. Он мог изобразить дорожную распутицу или занесённый снегом стог сена так, что за этим проступала история. Но тихий голос звучит громче пушек.Люди удивляются: откуда он черпал силы, чтобы «жить и творить без ответа»? Молодые художники, разочаровавшись, бросают рисовать, а он и на десятом десятке жизни работал. Непризнание его не останавливало.Алексей Большаков.Думаю, что дело здесь не только в военной биографии и соответствующей закалке. Талант здесь важнее сюжета жизни. Большой автор обычно осознаёт цену своим работам. Цена, разумеется, измеряется не деньгами и не наградами. Если работа получается, то нет причин останавливаться. Хотя в жизни Алексея Большакова остановки случались – после опустошительного пожара, когда многие его работы сгорели вместе с домом. Но, возможно, потери – это ещё одна причина продолжать вести свою линию. Пока одни довольствуются тем, что есть, другие двигаются вперёд в отблесках огня.«Сейчас таких художников уже нет», - было сказано во время открытия выставки «Истоки». Не хочется думать о том, что таланты перевелись. Вряд ли это так. Живёт сейчас где-нибудь «в глуши лесов» художник и к годам восьмидесяти, если повезёт, его откроют. А пока что у нас в Пскове есть возможность раз в несколько лет приходить на выставки работ Алексея Большакова. Одна из предыдущих называлась: «Так победим!»