Источник силы
Фото: Псковская губерния
Накануне Дня Победы в Пскове в Доме Офицеров открыли выставку «Истоки» художника-фронтовика . Организатор выставки — художественная галерея-клуб «Монмартр». Не даром же ещё в феврале искусствовед Ольга Кошелькова сменила название своей группы в Фейсбуке с «Художественная галерея „Дар“» на «Художественная галерея-клуб „Монмартр“». Во время открытия «Истоков» разговор зашёл о том, к какому художественному направлению принадлежал Большаков? Кто он был? Реалист? Пост-экспрессионист?«Разве это реализм?» — удивилась Ольга Кошелькова, реагируя на комментарий о реализме Алексея Большакова. «Всё нужно обозвать», — раздался голос одного из посетителей. Что ж, многие любители живописи так устроены. Им важно понимать, а не только чувствовать. А для понимания нужна теоретическая подготовка, без которой сами художники легко обходятся. А я бы назвал Алексея Большакова баталистом. Но не тем баталистом, на полотнах которого «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий…» У Большакова кони и люди не только смешались, но и растворились. Там тихо и безлюдно. В его живописных работах — мирное небо, но под этим небом земля с историей. Не просто красивый (красивенький) пейзаж, а осколок преображённой — пропущенной через себя — реальности. «Здесь нет просто картинок»», — как выразилась Ольга Кошелькова. «Здесь» — это в небольшом и не слишком приспособленном для вернисажей помещении на первом этаже Дома Офицеров, где размещены работы художника из частных собраний. Некоторые не выставлялись с 70-х годов. «Выставку собирали в спешном порядке, — объяснила Ольга Кошелькова. — Предложение поступило от руководства Дома Офицеров совсем недавно, и очень хотелось успеть ко Дню Победы. Для Алексея Алексеевича этот праздник всегда был особенным. Так что, выходит, сам художник работами своими поздравляет псковичей с наступающим праздником. Жаль только, что не услышим больше рассказов Деда о том, как воевал он практически почти всю войну в пехоте, как контузило, но дошёл-таки в рядах Советской армии до Кёнигсберга…»Помню, мы стояли с искусствоведом Юлием Селиверстовым в музейном зале, и я удивлялся тому, как один псковский художник N. решился повесить неподалёку от картины Алексея Большакова свою картину. Ведь это был сеанс саморазоблачения. Это был такой донос на самого себя: дескать, смотрите, я не умею рисовать. Рядом с картинами Большакова многие картины терялись или выглядели блекло. «Утро туманное». Алексей Большаков. Впрочем, не все псковские художники — особенно при жизни Алексея Большакова — были согласны с тем, что его живопись достойна внимания. На открытии «Истоков» люди принялись вспоминать предыдущие его выставки — прижизненные. Кто-то произнёс: «Отзывы художников были снисходительно-пренебрежительные». «Это недалёкие художники», — ответил художник Сергей Семёнов. Что ж, «Недалёкие художники», — неплохое название для какой-нибудь творческой группы. Недалёкие значит близкие, понятные и поэтому заметные. Возможно даже — модные. А то, что не очень умные — так это даже хорошо. У Алексея Большакова судьба совсем другая. Модным он точно не был. Первый художественный альбом издали к его 80-летнему юбилею. После долгого перерыва часто выставляться начал на девятом десятке жизни и когда стали поступать первые предложения, задал вопрос: «А что, это кому-то нужно?»Он не шутил, потому что снисходительность и пренебрежительность у некоторых его коллег действительно время от времени проявлялись. Это объясняется тем, что Большаков избегал крайностей. Крайности — это конформизм и нонконформизм. Но у Большакова была своя баталия. Он не ублажал взгляд и не эпатировал — шёл своим путём. Во время разговора о Большакове упомянул ещё одного художника, связанного с псковской землёй — Василия Звонцова, — тоже участника Великой Отечественной войны. «Звонцову не повезло, — сказал Сергей Семёнов. — После смерти его работы оказались на помойке». И это несмотря на то, что они явно бы пригодились Пушкинскому заповеднику (многие его офорты посвящены Михайловскому). Как писал о работах Звонцова : «В его листах, посвящённых Пушкинскому заповеднику, звучит вечная музыка этих волнистых просторов земли…»Звонцов был минималистом, сосредоточенным на главном. Он старался не отвлекаться на пустяки, не нагружая работы лишними деталями. У Большакова, работавшего совсем в другой технике, минимализм тоже есть. Он живописный. Достаточно взглянуть на его работу 1974 года «Баньки Старой Ладоги». Скупой зимний пейзаж: река, на том берегу храм, на берегу реки несколько деревенских кубиков-бань. Алексей Большаков. «Баньки Старой Ладоги». У Большакова нет роскошных пейзажей, и желания поразить воображение тоже нет. Обычно он выбирал какие-то скромные уголки и темы. И у него получились: «В глуши лесов», «Время топить баньку», «Стожок», «Родничок»… Там, где другой художник, ориентированный на успех, нашёл бы что-нибудь броское, Большаков выбирал какую-нибудь заведомую глушь. Большаков воевал не для того, чтобы потом всю жизнь возвращаться к войне. Все его баньки, стожки, роднички — признак силы, которой не принято кичиться. Он преобразовал войну в мир — на холстах. На его картинах минимум людей и полное отсутствие пафоса. Думаю, что его скромность — от осознания своей силы. Большаков — могучий художник, умевший проявить энергию в самых неочевидных местах. Он мог изобразить дорожную распутицу или занесённый снегом стог сена так, что за этим проступала история. Но тихий голос звучит громче пушек. Люди удивляются: откуда он черпал силы, чтобы «жить и творить без ответа»? Молодые художники, разочаровавшись, бросают рисовать, а он и на десятом десятке жизни работал. Непризнание его не останавливало. Алексей Большаков. Думаю, что дело здесь не только в военной биографии и соответствующей закалке. Талант здесь важнее сюжета жизни. Большой автор обычно осознаёт цену своим работам. Цена, разумеется, измеряется не деньгами и не наградами. Если работа получается, то нет причин останавливаться. Хотя в жизни Алексея Большакова остановки случались — после опустошительного пожара, когда многие его работы сгорели вместе с домом. Но, возможно, потери — это ещё одна причина продолжать вести свою линию. Пока одни довольствуются тем, что есть, другие двигаются вперёд в отблесках огня. «Сейчас таких художников уже нет», — было сказано во время открытия выставки «Истоки». Не хочется думать о том, что таланты перевелись. Вряд ли это так. Живёт сейчас где-нибудь «в глуши лесов» художник и к годам восьмидесяти, если повезёт, его откроют. А пока что у нас в Пскове есть возможность раз в несколько лет приходить на выставки работ Алексея Большакова. Одна из предыдущих называлась: «Так победим!»
Видео дня. Пять гиблых мест России, где пропадают люди
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео