«Гараж»: 10+1
Персональные выставки звезд мировой арт-сцены Выставочная история «Гаража» началась в 2008 году с грандиозного показа Ильи и Эмилии Кабаковых, в рамках которого были объединены знаковые работы художников «Красный вагон» (1991) и «Альтернативная история искусства» (2005). Впрочем, в искренний интерес к искусству учредителей новой институции Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой тогда поверили далеко не все, посчитав, что их истинные цели исключительно меркантильны и на улице Образцова открылась супергалерея, которая собирается монополизировать весь тогда еще цветущий русский арт-рынок (другие «сердобольно» жалели Жукову: «Бедная Даша, ей ведь никто не объяснит правил игры, как в свое время не объяснили мне; но ничего, пусть помучается», — процитировал в посвященной открытию новой институции колонке экс-галеристку Стэлу Кей главный редактор журнала «Артхроника» Николай Молок). Но, выражаясь бодрым языком газетной критики нулевых, «скептики были посрамлены», и прогнозы относительно новой институции не сбылись. Яёи Кусама. Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас. Выставка «Яёи Кусама: теория бесконечности», Музей современного искусства «Гараж», 2015. Фото: © Музей современного искусства «Гараж» В разнообразной выставочной практике «Гаража» несомненно выделяются выставки звезд современного искусства, которых так не хватало критикам и публике девяностых и нулевых. За десять лет «Гараж» показал выставки Марка Ротко, Кристиана Марклея, Джеймса Таррелла, Уильяма Кентриджа, Джона Балдессари, Яёи Кусамы, Луиз Буржуа, Урса Фишера, Рикрита Тиравании и др. Также «Гараж» внедрил в отечественную выставочную практику новые подходы в показе сложных артистических нарративов, таких, например, как творчество классика перформанса Марины Абрамович, в случае которой обычная для таких художников документальная и видеорепрезентация была заменена реконструкциями с участием специально подготовленных молодых перформеров. Центральным выставочным событием 2017 года стала выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», спровоцировавшая в Москве настоящую япономанию. Звездой 2018 года в «Гараже» предстоит стать Марселю Бротарсу, ретроспектива которого откроется 29 сентября. Архитектурная политика Архитектурная политика «Гаража» состоит из двух важных составляющих — приглашение в Москву мировых звезд и привлечение молодых архитекторов, таких как бюро FORM (Ольга Трейвас и Вера Одынь) или Kosmos Architects (Артем Китаев, Леонид Слонимский, Николай Мартынов и Артем Стаборовский), которые воплотили свое видение современной архитектурной формы и комфорта в проектах офиса музея, образовательного центра и в целой серии временных павильонов в Парке Горького. Но главное — именно «Гараж» исполнил московскую мечту нулевых, реализовав в столице проекты таких мировых архитектурных знаменитостей, как Шигеру Бан и Рем Колхас. Шигеру Бан. Временный павильон Музея современного искусства «Гараж». 2012. © Музей современного искусства «Гараж» Построенный в 2012 году «бумажный» павильон Бана стал временной выставочной площадкой музея, пока под руководством другой звезды — Рема Колхаса — шла реконструкция и приспособление под нужды музея здания «Времена года», в котором в советское время располагался популярный парковый ресторан. Проект Колхаса стал примером совершенно необычной для нашей страны практики, когда при реконструкции старого здания максимально сохраняются и реставрируются все его компоненты. Колхас сохранил объем здания и многие его оригинальные детали (включая мозаику), но одновременно внес в проект несколько визуально активных элементов вроде трансформируемого полупрозрачного фасада, подарив Москве по-настоящему современную архитектурную форму. Сочетание старого и нового, разнообразие декоративных элементов стало вызовом концепции «белого куба», который на протяжении нескольких десятилетий считался оптимальным форматом для экспонирования современного искусства и под который подстраивалась архитектурная практика. На очереди восстановление «Шестигранника» в Парке Горького, и главная интрига года — какое международное бюро получит этот ответственный проект. Открытый архив и открытое образование Образовательный центр музея «Гараж» в Парке Горького открылся весной 2013 года. Примерно в то же время образовательное направление по мере сил развивали ГЦСИ, ММОМА и другие крупные институции. Однако именно в «Гараже» образовательные инициативы в области современного искусства впервые приобрели системный характер (а в некоторых случаях стали объектом массового помешательства, как, например, лекции Ирины Кулик, имеющие до 40 тысяч просмотров на YouTube) — «Гараж» убедил, что образование может работать как форма досуга не хуже выставок и кинопоказов.. Вслед за ним подход к образованию пересмотрели Московский музей современного искусства, один из филиалов которого постепенно превращается в многопрофильный образовательный центр, и другие культурные институции. Сегодня «Гараж» предлагает самые разнообразные курсы, в том числе детские и семейные, а также программы, ориентированные на профессиональную аудиторию. © Музей современного искусства «Гараж» Еще одним новшеством, благодаря которому музей перестал ассоциироваться лишь с выставочным пространством, стала публичная библиотека. Она соединила в себе каталоги выставок, монографии художников, издания по социальной и гендерной теориям, философии, архитектуре и дизайну, которые раньше приходилось месяцами ждать из-за рубежа. В фондах библиотеки хранится более 20 тысяч изданий, а ее сотрудники регулярно делают обзоры и рекомендательные списки, помогающие сориентироваться в каталоге. Также «Гараж» пропагандирует «новое понимание архива», призывая художников, кураторов и исследователей к изучению своей коллекции (архив «Гаража» является основой для исследовательской и выставочной работы музея). Для этого музей разрабатывает грантовые программы («Архивное лето»), проводит конференции («Архив: спаситель, изобретатель, свидетель») и делает выставки («По направлению к источнику»). Конечно, было бы неверно утверждать, что идея музея, который функционировал бы как полноценный образовательный и исследовательский центр, — это изобретение «Гаража». Но открытость и упрощение всевозможных бюрократических процессов, связанных с доступом к архивным материалам, — одна из главных заслуг музея. Инклюзивные программы Если за первенство в гонке образовательных программ могут побороться несколько институций, связанных с современным искусством, то проблемой включения в музейную жизнь людей с ограниченными возможностями первым занялся именно «Гараж». Отдел инклюзивных программ появился здесь в 2015 году. Уже на этапе открытия музей нацелился на переход «от создания отдельных событий для людей с инвалидностью к музейному опыту, который был бы доступен всем посетителям». Руководитель направления «Универсальный дизайн» региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Мария Генделева на выставке Виктора Пивоварова «След улитки» в Музее современного искусства «Гараж». 2016. Фото: Екатерина Алленова/Артгид «Гараж» регулярно проводит экскурсии для незрячих, глухих и слабослышащих посетителей, дублирует многие лекции жестовым языком и разрабатывает курсы совместно с Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Сотрудники музея работают со специализированными школами (курс «Музей для начинающих») и вовлекают в диалог российское музейное сообщество (тренинг «Музей ощущений»). На данный момент только в «Гараже» инклюзивные программы работают на постоянной основе и охватывают все сферы деятельности музея. Эстетика взаимодействия «Гараж» стал одной из первых художественных институций, ответившей на самый актуальный сегодня запрос современного общества на зрительское соучастие. «Каждый может открыть в себе художника» — в случае музея «Гараж» это не рекламный слоган, а реальное вовлечение зрителя в процесс создания искусства. Выставки созданного Джеймсом Бреттом «Музея всего», «do it Москва», «Кинофабрика Мишеля Гондри», «Маленький топор» Урса Фишера убедили, что территория современного искусства гораздо шире привычных представлений о художественной деятельности и ремесле художника. Посетители «Гаража» получают возможность принять непосредственное участие в выставках и сопутствующих им программах в русле «эстетики взаимодействия» (термин французского куратора и критика Николя Буррио). Вышивка крестиком, рисунок любимого котика с натуры, дилетантская киносъемка, слепленная из сырой глины фигурка Годзиллы, коллективное поедание пельменей, игра в настольный теннис и тому подобное — и вы радостно обнаруживаете, что оказались внутри глобального художественного процесса, в соавторстве с оскароносным режиссером, международно признанными кураторами и звездными художниками — Кристианом Болтански, Бертраном Лавье, Солом Левиттом, Рикритом Тираванией и еще многими другими. На выставке Рикрита Тиравании «Завтра — это вопрос?» в Музее современного искусства «Гараж». 2015. © Музей современного искусства «Гараж» В «Гараже» впервые в подобных масштабах «эстетику взаимодействия» предъявили на практике. Результаты впечатляют — например, площадка перед зданием «Гаража», превращенная Урсом Фишером в огромную «песочницу» с горами сырой глины для лепки, стала на выставке «Маленький топор» эффектной экспозицией скульптур, созданных посетителями музея, а некоторые фильмы, сделанные во время работы «кинофабрики» Мишеля Гондри, предоставившего всем желающим возможность снять короткометражку по лекалам, но с уникальным, самими участниками сочиненным сценарием, вполне могли бы пополнить сокровищницу арт-хаусного кино. Гранты В 2012 году музей «Гараж» начал реализацию грантовой программы, подобной которой еще не существует в России. В настоящий момент «Гараж» оказывает поддержку в следующих направлениях: гранты молодым художникам, работающим в сфере актуального искусства, гранты от международного проекта Signet Land Art на создание ленд-арт объекта для Парка Горького, гранты художникам, работающим в сфере IT-технологий, инженерии и сайнс-арта в рамках программы «Искусство и технологии», гранты авторам теоретических исследований в области современного искусства и культуры в рамках программы «ГАРАЖ.txt». Помимо денежной поддержки, «Гараж» также старается активно вовлекать стипендиатов в свои образовательные и выставочные проекты. Саша Пирогова — лауреат грантовой программы музея «Гараж» 2016/2017. Agon. 2016. Кадр из видео. Courtesy автор Издательская программа «Гараж» запустил совместную с издательством Ad Marginem программу в 2012 году, еще будучи Центром современной культуры. Первой публикацией стало переиздание книги американского журналиста и писателя Джона Сибрука «Nobrow®. Культура маркетинга. Маркетинг культуры». С тех пор вышло в свет множество изданий, сформировавших интеллектуальный ландшафт Москвы, начиная с классических трудов Жиля Делеза и Вальтера Беньямина и заканчивая монументальным изданием «Искусство с 1900 года». Всего за пять лет опубликовано более 130 книг теоретиков культуры, кураторов и философов. Среди авторов — Борис Гройс, Ханс Ульрих Обрист, Клэр Бишоп, Дэвид Брукс и Виктор Мизиано. © Музей современного искусства «Гараж» Отдельно стоит сказать о проекте «Критические биографии», в рамках которого вышли книги, посвященные Марселю Дюшану, Эрику Сати, Джону Кейджу и Людвигу Витгенштейну. Многие из этих изданий ожидали выхода на русском языке десятки лет. Кроме того, музей поддерживает исследователей, пишущих о современном искусстве на русском языке, в рамках программы ГАРАЖ.txt. Победители одноименного грантового конкурса могут получить финансирование исследования или возможность опубликовать готовую рукопись. Издательская программа «Гаража» приобрела такую популярность, что впервые с советской эпохи ее издания стали предметом спекуляций — в чемоданах, по несколько экземпляров, книги вывозят в регионы и в страны русскоязычного постсоветского пространства, где их продают с существенной наценкой. Программа лояльности В 2010 году Музей «Гараж» вслед за крупнейшими международными музейными центрами запускает собственную программу лояльности. Она охватывает широкую аудиторию и имеет несколько уровней — от базового до премиального. Участники программы в течение года могут бесплатно и без очередей ходить на выставки, приобретать курсы образовательной программы и экскурсии по специальным ценам, иметь скидки в книжном магазине и кафе и посещать специальные мероприятия. За время существования программы «Гаражу» удалось сформировать вокруг себя устойчивое сообщество людей, активно интересующихся современным искусством и готовых поддерживать любимый музей в новых начинаниях. Медиаторы С первыми медиаторами «Гаража» мы познакомились летом 2015 года, когда музей только переехал в здание бывшего ресторана «Времена года в Парке Горького. В то время это было совершенно новым опытом сотрудничества музея с аудиторией, ведь медиатор занимал отличную от экскурсовода позицию в коммуникации со зрителем. Прогулка с медиатором в музее «Гараж». © Музей современного искусства «Гараж» Цель медиатора — не спроецировать определенное видение произведения искусства, а помочь зрителю в процессе диалога обрести собственное. Тогда было особенно важным вовлечь зрителей в переосмысление музейного пространства: памятник советского модернизма становился объектом диалога одновременно и в качестве памятника, и как новое музейное пространство. В дальнейшем «Гараж» не раз повторял успешный опыт привлечения медиаторов для работы на выставочных проектах. Летом 2018 года, с 8 июня по 2 сентября, в «Гараже» будет представлен еще один масштабный проект с участием медиаторов-перформеров — выставка «Безграничный слух». Продвижение VR-технологий Руководство «Гаража» можно отнести к технооптимистам, которые говорят «да» всем новинкам современной науки и технологий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Гараж» стал одним из первых, кто начал внедрять в свою практику (не только в России, но и в мире) дополненную реальность. Осенью 2014 года в свет вышел четвертый номер журнал GARAGE, страницы которого можно было оживить с помощью специально разработанного приложения для устройств на базе iOS и Android. Сегодня виртуальная коллекция издания насчитывает работы Джеффа Кунса, Франческо Веццоли и группы Chim↑Pom, из любой точки мира можно совершить экскурсию по пространству советского ресторана «Времена года», стараниями команды «Гаража» и архитектора Рема Колхаса превращенного в музейное здание, созданное с учетом всех новейших технологий, ну а тем, кто увлечен модой, команда журнала подарила десятки анимированных страниц fashion-съемок. Ирина Корина в шлеме виртуальной реальности на своей выставке «Хвост виляет кометой» в музее «Гараж». 2017. © Музей современного искусства «Гараж» Но это еще не все. Виртуальная реальность начала входить в выставочную практику музея еще раньше, в 2012 году, когда VR-приложение было разработано для проекта «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана». Виртуальная реальность была использована и в проекте Ирины Кориной «Хвост виляет кометой», архитектура которого была настолько сложна, что делала инсталляцию недоступной для передвигающихся на колясках людей с инвалидностью. Поэтому «Гаражу» пришлось создать альтернативу инсталляции в виртуальной реальности. И, наконец, VR стала полноценной частью выставки «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988»: с ее помощью можно было перенестись в эпоху перестройки и собственными глазами увидеть ход знаменитых торгов Sotheby’s, которые сделали русское искусство частью глобального художественного рынка. Вид инсталляции Рашида Джонсона «В нашем дворе» в атриуме музея «Гараж». 2016. Фото: Екатерина Алленова/Артгид Новый экологический стандарт Cегодня специалисты «Гаража» заняты разработкой нового экологического стандарта. Офис музея отказался от одноразовой посуды и упаковки, но прежде всего от общих мусорных корзин в пользу раздельного сбора мусора, вырабатываются новые стандарты энергопотребления, сбора и переработки вторичного сырья. На крыше музея уже смонтированы солнечные батареи последнего поколения, изменения в ближайшее время коснутся и кафе: на 15 квадратных метрах гидропоническим способом можно выращивать три килограмма зелени в день, и эта идея кажется очень привлекательной руководству «Гаража», которое любит все новое и технологичное. Ну и, конечно, в практику музея внедряются тренинги для сотрудников, изучающих современные экологические принципы, которые должны стать нормой не только их рабочей, но и личной жизни.