5 лучших стрит‑арт художников современности
В мире стрит-арта моду всегда задавали американские художники, которые когда-то и придумали разрисовывать стены домов и вагоны метро. Поэтому сейчас повсеместно распространен примерно один и тот же американский стиль рисовки, и граффити на московской стене редко чем-то отличается (даже языком) от граффити на нью-йорской стене. Но даже в условиях такой жесткой монополии всегда находятся люди, которые рисуют в своем неповторимом стиле, постепенно меняя весь мир стрит-арта и отбирая пальму первенства у американских мастеров. Питер Роа Бельгиец Питер Роа рисует на стенах городов зверей — но если вы сейчас представили себе милых котят и песиков, то выбросьте это из головы. Роа — художник мрачный и скептический, и картины у него соответствующие. Во-первых, все они — черно-белые, во-вторых, животные на них — какие угодно, только не милые: оскалившиеся, искалеченные, мертвые, озлобленные — среди всех этих ужасов трудно найти граффити, где животные были бы изображены нейтрально. Сам художник говорит, что может нарисовать что угодно, но больше всего любит работать с изображениями зверей. Его уличные картины показывают, каким был мир до прихода цивилизации и что с ним произошло после того, как человек стал царем природы. Но Роа не всегда занимается жестоким морализаторством. Он сделал особую серию граффити на стенах домов в бедных, богом забытых районах Африки. Так он внес свой вклад в туристическое развитие заброшенных уголков планеты и заодно украсил те стены, до которых точно не доберутся другие стрит-арт-художники. Правда, неизвестно, насколько сами местные жители были рады появлению мрачноватых животных на стенах своих домов. Серхио Одейт Все мы видели в Интернете невероятные 3D-рисунки, ничем не отличающиеся от реальности. Один из художников этого направления — португалец Серхио Одейт. Его пугающе живые работы являются анаморфозами — изображениями, структура которых меняется в зависимости от ракурса, с которого на них смотрят. Рассматривая граффити Одейта со всех сторон, зритель с изумлением видит, как из буйства ничего не значащих линий появляется объемное, реалистичное изображение. Вот осьминог, мертвой хваткой вцепившийся в стену, а вот нежно любимый самим художником крокодил, который совсем как живой разлегся на надписи, выглядящей тоже вполне осязаемо. Удивительной зрительной иллюзии художник добивается, кропотливо работая с перспективой и тенями. Особенно удачными выходят работы, сделанные в прямых углах между стенами: глядя на их фотографии, невозможно поверить, что перед вами рисунки, а не инсталляции из фигур и предметов. Успех «угловых» рисунков позволил Одейту закрыть тату-салон и полностью посвятить себя стрит-арту. Теперь он часто создает свои удивительные работы по заказу в других странах (однажды, например, нарисовал потрясающего медведя для московского дизайн-завода «Флакон», правда, граффити нанесли только на время выставки художника), но все еще трепетно привязан к заброшенным стенам родного Лиссабона. Одейт рисовал в местных ресторанах и на популярных старых улочках города, но лучшие его работы скрыты от глаз туристов и жителей центра. Они затеряны где-то в промзонах и отдаленных спальных районах — даже сам Серхио не всегда может сказать, где находится та или иная работа, принесшая ему всемирную популярность. Например, известная картина, посвященная сериалу «Во все тяжкие», расположена в районе, где художник родился и вырос, и найти ее не так-то просто. Эдуардо Кобра Своей особой стрит-арт-культурой отличаются и бразильские граффитисты. Один из них уже успел полюбиться жителям нашей столицы, хотя его имя смогут назвать лишь немногие москвичи. Речь идет об Эдуардо Кобре — художнике, нарисовавшем огромный портрет Майи Плисецкой на Большой Дмитровке в соавторстве со своим коллегой Агналдо Брито. Работа выполнена в экспрессионистском стиле — фирменном стиле художника. Почти во всех граффити Кобры встречается мотив калейдоскопа и повторяющихся геометрических фигур, что вкупе с невероятно яркими цветами делает рисунки живыми, дерзкими, броскими, но при этом гиперреалистичными. Вершиной творчества бразильского художника стало огромное граффити, нарисованное специально к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Фреска «Этносы» площадью в 3 тысячи квадратных метров стала самым большим рисунком, выполненным одним человеком. Композиция состоит из пяти лиц, символизирующих пять олимпийских колец и пять континентов — участников Олимпиады. Пустое пространство между лицами заполнено изображениями флагов, очертаниями континентов и любимыми геометрическими фигурами Эдуардо. В итоге на огромной стене просто нет пустых участков: она — кричащая, цветастая, смелая — стала олицетворением того спортивного праздника, который проходил в Бразилии в 2016 году. Портрет Майи Плисецкой был выполнен в рамках крупного арт-проекта «Стена воспоминаний». Художник рисовал портреты видных общественных и культурных деятелей в привычном стиле и сделал ряд необычных для себя работ — граффити, посвященных жизни городов в прошлом. Эти картины выполнены в импрессионистской, а иногда и фотографической манере и размещены так, чтобы современный город выглядел их продолжением. Работы Кобры стали живым напоминанием о мире, которого больше нет, и связующим звеном между прошлым и настоящим. Покрас Лампас Россия тоже может похвастаться своим самобытным стрит-арт-художником — это один из героев «вДудя» Покрас Лампас. Его оригинальный стиль даже имеет собственное название — каллиграффити. Несложно догадаться, что оно произошло от соединения слов «каллиграфия» и «граффити». Покрас Лампас (в миру Арсений Пыженков, но это ненадолго — художник уже подал документы на замену имени в паспорте) буквально рисует фразами. Канье Уэсту, который недавно получил от Гоши Рубчинского эскиз татуировки, выполненный уже существующим шрифтом, стоило бы обратиться к другому русскому мастеру: шрифт Лампаса точно был бы оригинальным. Поначалу он даже не хотел профессионально учиться каллиграфии, чтобы не загубить собственный стиль. Только после его формирования Покрас вплотную занялся изучением полюбившихся готических шрифтов, тем самым отшлифовав свое мастерство. В рисунке Лампасу важен не смысл фразы, а художественный образ буквы — он может исписать всю стену одним и тем же словом в разных стилях, а может выбрать для работы фразу на турецком языке — просто потому что она будет красиво смотреться, но в большинстве случаев Покрас будет писать первое, что в голову взбредет — он очень любит и ценит импровизацию. Для зрителей лексический выбор художника не так важен — разобрать слова на рисунке у них все равно вряд ли получится. Больше всего граффити Лампаса напоминают дикое переплетение каких-то абстрактных узоров, но никак не слова и фразы, и, наверное, это делает его творчество уникальным как среди каллиграфов, так и среди стрит-арт-художников. Паша 183 Паша 183 — единственный художник в списке, которого, к сожалению, уже нет, но не сказать о нем невозможно. Паша — один из самых известных русских граффитистов: газета The Guardian даже назвала его «русским Бэнкси», тем самым приковав к его работам внимание любителей стрит-арта со всего мира. Сам Паша прозвищу был совсем не рад, потому что считал, что оно обесценивает весь его многолетний труд по созданию собственного стиля. Но будем честными: аллегорические, остросоциальные рисунки Паши действительно сложно не сравнить с граффити известного британца (который, кстати, внимательно следил за творчеством своего московского коллеги). Это сравнение никак не умаляет достоинств российского художника — от Бэнкси его отличала в первую очередь боль за Россию и злость на тех, кто превращает жизнь русского человека в ад, — этому и посвящены многие из его работ (как рисунков, так и инсталляций). Он всегда призывал к бунту, слому системы, разрушению стереотипов и границ — но не столько на улицах, сколько внутри себя. Даже в самых острых рисунках Паши очень много любви к людям — об упущенных возможностях, сломанных жизнях и разбитых судьбах он говорит с сожалением, а не со злостью. Убивать нужно не людей, а то, что делает их несчастными и несвободными. О том, что убило самого Павла, до сих пор ничего не известно. Преданные фанаты даже верят в то, что их любимый художник до сих пор жив и скоро объявит об этом новым рисунком.