«Лебединое озеро» в жизни Маяковского
В Школе драматического искусства премьера - "Председатели Земного шара" в постановке Александра Огарева. Спектакль о двух поэтах - Владимире Маяковском и Велимире Хлебникове - создавался в рамках проекта "Режиссерская лаборатория". Александр Огарев, представляя публике свою работу и называя фамилии актеров, забыл о Лиле Брик. Хотя в спектакле главной женщины Маяковского много, и зовут ее Лилит (Александра Мерецкая), но после премьеры догадываешься о причине этого упущения. С явной неприязнью, гротеском и сатирой представляет на суд интеллектуального зала (непосвященный зритель не пойдет смотреть спектакль о Хлебникове) режиссер эту роковую женщину, которая управляла жизнью Маяковского, как кукловод марионеткой. В Лилит узнаешь ловких хищниц, искательниц влиятельных мужчин, для которых любовь - средство для достижения своих целей. Лиля Брик - "черный лебедь" в жизни Маяковского. А "белый лебедь" - героиня поэмы "Облако в штанах" Мария. Александр Огарев позволил себе ремарку: "Мария - собирательный образ всех женщин, которых любил Маяковский". Последняя его любовь - актриса Вероника Полонская - тоже Мария (Александра Лахтюхова). В спектакле есть сцена, когда Лилит и Мария в балетных пачках - черной и белоснежной, танцуют что-то вроде "Лебединого озера" в борьбе за Принца - Владимира Маяковского. Возникает мысль: "А может, великий Маяковский никогда не был королем?". На Турнире поэтов в 1918 году лучшим поэтом-футуристом, с титулом "король поэтов" публика признала Игоря Северянина. Маяковский возмутился, выкрикнул "Не время королей", а победитель Игорь Северянин произнес: "Я избран королем поэтов - да будет подданным светло". С 1918 по 1930 годы Маяковский проделал титаническую работу, включая революционную, агитаторскую, просветительскую, чтобы стать первым, единственным. И поэтом, и мужчиной. Но для нее - Лили Брик - он был всегда вторым (после любимого мужа Осипа Брика), а то и третьим. А в его поэтическом цеху футуристов недосягаемо первым был и, пожалуй, остался Велимир Хлебников. Его первенство, гениальность признавал и сам Маяковский. Они были друзьями. Но при этом антиподами. Александр Огарев ставит свой спектакль на контрасте громкого, мощного, активного, амбициозного, любвеобильного, актуального, политического Маяковского и тихого (когда Хлебников читал публике свои стихи, его не слышали и свистели), замкнутого (тяготился обществом людей и отвергал помощь друзей), неприкаянного, одинокого, сумасшедшего Хлебникова (Дмитрий Репин). Спектакль о том, что земной Маяковский, который после 1918 года писал реалистические стихи, искренне восхищался чистым гением и чистым, ангелоподобным человеком Велимиром Хлебниковым, знал истинную цену его поэзии, но сам он выбрал другую дорогу, со славой, деньгами, престижем, признаниями, отличиями и несется по ней на бешеной скорости. Он не отрекается от главной мечты Хлебникова - общества новых, по-настоящему свободных людей "Председателей Земного шара", понимая, что и в нем он будет вторым. Хлебников убеждает его в том, что "он - Маяковский - первый председатель, и что после его смерти именем Маяковского будут называться улицы, площади, станции, города (это приводит Маяковского в ужас, да и не верит он в такую славу), что его никогда не забудут". Хлебников умирает первым - в 1922 году, от голода, в деревне, и на его похоронах присутствует всего один человек. Хлебников умирает в 37 лет, как Пушкин, умирает, отвергнув все земные блага, любую помощь, и ничего не взяв от жизни в качестве удовольствия. Маяковский до последнего рокового выстрела верит в то, что Хлебников ждет его в этом обществе "Председателей Земного шара", и уходит к нему. Хлебников снится ему, и говорит, что "там хорошо". Маяковский сказал о Хлебникове: "Его биография - пример поэтам и укор поэтическим дельцам". Маяковский не хотел становиться "поэтическом дельцом", и предотвратил это, убив себя. Но жизнь, политика, Лиля Брик все делали для того, чтобы он стал "дельцом" и заразился "мещанством", "земной славой". Спектакль Александра Огарева о том, что после "Облака в штанах" Маяковский не смог достичь того уровня гениальности, которого должен быть достичь, и которого достиг Хлебников. Спектакль, который проходит в форме современной конференции о жизни и творчестве Маяковского и Хлебникова, проникнут любовью и сочувствием к обоим поэтам, но в нем отчетливо показаны причины, которые привели к ужасному финалу одного из Председателей Земного Шара - Владимира Маяковского. Одно дело - не написать ни строчки на заказ и умереть своей смертью - да еще в 37 лет (хотя Маяковский умер в 36), как Хлебников, а другое дело - покончить жизнь самоубийством, так и не дождавшимся ни любви Лили, ни признания Сталина (он тоже появляется в спектакле) Маяковский больше всего на свете хотел и того, и другого, но когда получил "нет" от любимой женщины и от вождя, - свел счеты с жизнью. Маяковский еще успел бытовое завещание написать в предсмертной записке. А Хлебникову, кроме его гениальных и до сих пор непонятых, непрочитанных стихов завещать было нечего. Спектакль заканчивается песней в исполнении группы "Сплин" на стихи Маяковского "Лиличка". В 1916 году Маяковский написал своей любимой: «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать». Увы, смог, через 14 лет "нелюбви" Лилит. А Хлебников, который был не менее красив, чем Маяковский (все писали о его синих-синих глазах, приятных манерах), как только у него родилась мысль об обществе "Председатели Земного шара" на плотской любви поставил крест. Только муза, которая была с ним до конца и с которой они вместе отправились в путешествие к Земному шару. У Маяковского тоже была муза (Анастасия Кадрулева), но с ней поэт иногда вступал в жестокий конфликт. "Черный лебедь" радикально прошелся по реке жизни Владимира Маяковского.