Войти в почту

Как пермяк нашел копию Малевича, оригинал которой хранится в музее Нью-Йорка

Начиная с двадцатых годов XX века считалось, что оригиналы картин Казимира Малевича «Самовар» (1913 год) и Любови Поповой «Беспредметная композиция» (1918 год) находятся в фондах ростовского музея. И лишь два года назад на сайте Museum of Modern Art в Нью-Йорке сотрудники ростовского музея обнаружили аналогичные работы Малевича и Поповой, а также фото экспозиций, в которых они демонстрировались в разные годы. В прошлом году провели внутренние проверки и экспертизу, которые показали, что произведения ростовского музея — подделки. — Их подделали еще в 20-е годы, — утверждает пермский искусствовед Александр Доминяк. — В начале советской власти у ростовского музея директор такой был… В анкете на вопрос, какое у вас образование, он писал «нисшее» с буквой «c». Это о многом говорит. И такой человек руководил ростовским музеем! Такой запросто мог продать и художественные ценности страны. И реставраторы тогда мошенничали. В Эрмитаже недавно открыли ряд афер. Это же дело совести. Оригиналы в Ростове заменили тогда копиями и продали. А спустя годы просто избавились от копий, сложив в одной из башен кремля и понадеявшись на время. В семидесятые годы Александр Доминяк уехал из Перми в Ростово-Ярославский музей, чтобы возглавить там научную работу. — Меня выгнали из Перми за критику художника Широкова, — объясняет Александр Владимирович. — Он ведь коронованный был. А я покритиковал. Меня вызвали в отдел агитации и пропаганды и объявили, что власти города решили, что я должен покинуть город. Ну я и уехал в Ростов. Это был 1978 год. Музей располагался в здании бывшего Ростовского кремля. Работу на новом месте Александр Доминяк начал с исследования фондов. Когда он прошел по кремлевским башням, в одной из них среди трухи и пыли увидел завал вещей. Стал разбирать склад и обнаружил там работы Кончаловского, Фалька и других представителей течения «Бубновый валет». Там же был и Малевич. — Но моей задачей тогда было не исследовать подлинность, а просто привести картины в порядок, — продолжает искусствовед. — Они были в очень плохом состоянии. Исследование — это уже следующий шаг. Мы положили полотна горизонтально на столы, чтобы начать реставрацию. А сначала нужно было закрепить осыпавшийся живописный слой. С год шла реставрация. Восстанавливали тогда целый комплекс памятников. Потом на большой выставке мы показали целый комплекс отреставрированных работ — и иконописных, и авангарда. И только потом наступил момент, когда можно было исследовать подлинность самих работ. Но в это время я уехал из Ростова. Это были уже 1984-й — 85-й годы. После меня исследованием занимались другие, и тогда уже появились сомнения в подлинности найденных работ. И вот только сейчас стало возможным сопоставить все данные и заявить, что это были лишь фальшивки. Экспертиза подлинности, говорит искусствовед, очень сложное исследование: нужно проверить не только авторский почерк, но и сопоставить возраст и химический состав красок, грунта, холста. Этим занимались централизованные столичные мастерские и искусствоведы. Подлинный «Самовар» «всплыл» на выставке авангарда 2016 года в Вашингтоне. Неожиданно там оказались два «Самовара» — из ростовского музея и из нью-йоркского. В 2017 году была проведена экспертиза, которая показала, что полотна Малевича и Поповой из коллекции музея в Ростове являются подделками, выполненными в советское время. Оригинал картины Поповой «Беспредметная композиция» обнаружился в Музее современного искусства в Салониках. После того как экспертиза подтвердила подделку экспонатов, совершенную в советское время, ростовский музей зарегистрировал их в базе пропавших и утраченных ценностей Министерства культуры РФ и заявил о краже в полицию. После этого картина Малевича в нью-йоркском музее пропала из экспозиции. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» хочет вернуть из нью-йоркского музея МоМА и греческого Музея современного искусства в Салониках подлинники картин Казимира Малевича и Любови Поповой, а музейное расследование продолжить. Пермской художественной галерее с коллекцией авангарда повезло больше. Все работы русских художников начала XX века подлинные. В коллекции нет работ Казимира Малевича, но есть «Портрет» Любови Поповой 1916 года. Увидеть ее полотно, а также работы Фалька, Родченко, Машкова, Кончаловского, Гончаровой и других мастеров «Бубнового валета» можно каждый день, кроме понедельника — это выходной.

Как пермяк нашел копию Малевича, оригинал которой хранится в музее Нью-Йорка
© 59.ru