С 17 мая в Эрмитаже проходит выставка «Арте повера. Творческий прорыв» — ретроспектива важного течения в итальянском искусстве второй половины ХХ века. Рассказываем, почему ее непременно стоит увидеть (спойлер: не только из-за «Венеры тряпичной»). Объединил несколько десятков итальянских художников в одно мощное течение куратор и критик Джермано Челант, назвав его «арте повера» – «бедным искусством» в буквальном переводе. В своих работах мастера противостояли американскому минимализму, выбирая для реализации идей наиболее простые материалы: тряпки и старые газеты, камни и куски веревок. Экспозициям в музеях и галереях певцы лаконичности и строгости предпочитали перфомансы в городском ландшафте. Выставку в Эрмитаже разместили в залах третьего этажа Зимнего дворца. Их декор был задуман на рубеже 1960-х и 1970-х годов – примерно в это же время движение «арте повере» окончательно сформировалось. В экспозиции вошли работы Джованни Ансельмо, Алигьеро Боэтти, Джильберто Дзорио, Пьера Паоло Кальцолари, Янниса Кунеллиса, Марио Мерца, Мариса Мерца, Пино Паскали, Эмилио Прини. Хедлайнером эрмитажной выставки стала знаменитая «Венера тряпичная» Микеланджело Пистолетто: копия античной статуи противопоставлена груде хлама – неизбежный конфликт красоты вечной и сиюминутной моды. Аперитивом экспозиции (его открыли еще в апреле) стал арт-объект Джузеппе Пеноне: перевернутое дерево с гигантскими камнями. Сам художник, приехавший в Петербург, характеризовал его как «воплощение идеи силы и жизни, которая благодаря солнечному свету может не сгибаться под тяжестью». Ее он создал в 1968 году, когда ему был 21 год. Выставка «Арте повера. Творческий прорыв» с 17 мая по 16 августа.