Войти в почту

Театр "Геликон-опера" представил историю Фигаро в советскую эпоху

МОСКВА, 17 мая. /Корр. ТАСС Анастасия Силкина/. Мировая премьера оперы-сатиры Микаэла Таривердиева "Женитьба Фигаренко" состоялась в четверг в московском музыкальном театре "Геликон-опера". В постановке задействованы студенты выпускного курса ГИТИСа, родившиеся уже после написания произведения, в связи с чем постановщикам пришлось проводить для них исторический экскурс, сообщила вдова композитора, президент Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева. Произведение является ровесником "Геликона" - им по 28 лет. Таривердиев писал ремейк "Свадьбы Фигаро" Моцарта по одноименной пьесе Пьера Огюстена Карона де Бомарше в 1989-1990 годах, рассчитывая на постановку в Московском камерном театре Бориса Покровского. Над либретто работали Михаил Казовский и Федор Филиппов. "Опера не была тогда поставлена, наверное, потому, что она была слишком современной, слишком про сегодня. Сейчас она уже про вчера, и дети, которые ее исполняют, не знают, что такое дефицит, который фактически становится героем оперы", - отметила Таривердиева. Перед премьерой вдова композитора в знак благодарности и дружбы передала "Геликону" авторскую рукопись "Женитьбы Фигаренко". "Хочу, чтобы она была в том месте, где эта работа впервые выйдет на суд слушателей", - призналась она. Антураж эпохи "Самый взрослый исполнитель - 1994 года рождения, самый молодой - 1998-го, то есть они совсем не застали времен, о которых идет речь в опере, оказалось, что, изучая XVIII и XIX век, они ничего не знают про 1990-е годы - вплоть до того, что они не понимали, что надо крутить диск телефона. Какой может быть дефицит, когда вокруг затоваривание? Как может быть что-то под прилавком? Вот такую просветительскую работу мы провели", - сказала режиссер спектакля Галина Тимакова. При этом, по словам режиссера, студенты с благоговением относятся к творению Таривердиева. "Любовь к этой опере пришла через любовь к самому Таривердиеву - они знают этого композитора, поют его песни", - отметила она. Дирижер-постановщик Валерий Кирьянов добавил, что в новинку студентам была и работа с настоящим оркестром и дирижером. "Это по сути их первый серьезный опыт, - подчеркнул он. - Надо отметить еще один факт: вокальные партии у Микаэла Леоновича очень сложны по языку, встречаются неожиданные модуляции. Вся интонационная сфера подчинена максимальной выразительности оперы-буффа, оперы- сарказм". Постановка стала дипломной работой курса художественного руководителя "Геликона" Дмитрия Бертмана и Тимаковой в ГИТИСе. "Женитьба Фигаренко" - это такая озорная вещь, что ее как раз надо делать с этими ребятами. И то, что они ничего не знают об этом времени, - счастье. Счастье, что они не пили бочковой кофе, что не знают фены-ведра", - отметил Бертман. Фены на сцене буквально заменили голубые ведра, а скамейками и столами героям служат большие клетчатые сумки торговцев-челноков. Актеры также одеты по моде 90-х: рубашки с контрастными галстуками, спортивные костюмы и цветные лосины. Исполнители "У нас уникальный курс в ГИТИСе", - отрекомендовал Бертман артистов, которым предстояло воплотить героев Бомарше в XXI веке. В новой версии Фигаро стал Николаем Фигаренко. Его играет Давид Посулихин. Вместе с невестой - Варварой Сюзоновой, которую воплотила Елизавета Нарсия, - он пытается открыть парикмахерскую. Граф Альмавива в исполнении Дзамболата Дулаева стал Евграфом Альмовивовым, зампредом горисполкома. Александра Гладышева сыграла его жену Розалию Трофимовну, которая пытается отвлечь от городских дел внимание столичного журналиста Керубинова (которым стал Керубино) в исполнении Михаила Мышлянова. Оперу покажут 18 мая и 2 июля, затем постановка останется в репертуаре театра, уточнил худрук. Таривердиев Микаэл Таривердиев (1931-1996 годы) - советский и российский композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Автор музыки к 132 фильмам, нескольких балетов, большого числа вокальных циклов, инструментальных концертов. "Женитьба Фигаренко" стала четвертой и последней оперой Таривердиева.