"Аленушка" и "Три богатыря": о чем расскажут картины Виктора Васнецова
"Аленушка", "Три Богатыря", "Иван-царевич на Сером Волке" – в России эти картины известны каждому буквально со школьной скамьи. Вообще можно сказать, что работы Виктора Васнецова – это квинтэссенция живописи русского модерна, в котором изысканность и утонченность языка сплелись с мотивами народной культуры. Сюжеты его картин широко используются для оформления книг, открыток, плакатов и даже марок или конфетных коробок. В Международный День музеев портал Москва 24 решил вспомнить истории самых известных работ живописца, со дня рождения которого 15 мая прошло 170-лет. "Аленушка" (1881, Государственная Третьяковская галерея) Эта картина была признана критиками одним из лучших произведений русской школы живописи. Работу Васнецов начал с пейзажных зарисовок: сохранилось несколько этюдов. Художник говорил, что "Аленушка" как будто давно жила в его голове, но реально он увидел ее в Ахтырке на Украине. Там он встретил одну простоволосую девушку, поразившую его воображение. Впоследствии он вспоминал, что столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что от нее веяло каким-то особым русским духом. Он закончил картину зимой 1881 года и отправил ее на выставку Передвижников. И хотя в Аленушке совсем нет ничего сказочного, а скорее напротив, она невероятно реалистична и по-взрослому грустна, со временем в восприятии зрителей этот образ переплелся со сказкой про сестрицу Аленушку и брата Иванушку. Росписи Владимирского собора в Киеве Васнецов посвятил работе над росписями собора десять лет. Одной из главных целей он видел преодоление раскола между народом и интеллигенцией в отношении к традиционной русской иконописи. Он стремился создавать искусство "большого стиля", вернувшегося в народ из замкнутого мира частных коллекций. Основной идеей внутренней росписи Владимирского собора, возведенного к 900-летней годовщине крещения Руси, было осмысление истории русской веры. Виктор Васнецов расписывал центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Росписи были завершены в августе 1896 года и на рубеже веков были скопированы во многих храмах на территории России, а Васнецова стали называть "гениальным провозвестником нового направления в peлигиозной живописи". "Иван-царевич на Сером Волке" (1889, Государственная Третьяковская галерея) Эта картина несомненно входит в число самых любимых иллюстраций к русским народным сказкам. Пожалуй, сложно найти человека, который бы не знал ее с детства. За основу сюжета картины был взят отрывок сказки "Иван-Царевич и Серый Волк": Иван-царевич с похищенной Еленой Прекрасной спасаются от погони на верном Сером Волке. Вся картина наполнена каким-то загадочным мерцанием. Васнецов работал над ней параллельно с созданием росписей Владимирского собора в Киеве. В 1889-м она была представлена на Передвижной художественной выставке, а сегодня находится в Третьяковке. "Гамаюн, птица вещая" (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Махачкала) Это еще одна картина Виктора Васнецова, на которой изображен сказочный персонаж, позаимствованный из древних славянских легенд. В русской книжности Гамаюн – это вечнолетающая мифическая райская птица, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей. В исполнении Васнецова картина дала толчок к развитию нового образа Гамаюна как вещей птицы. Композиция подчеркнуто декоративна и изыскана: на тонкой ветви сидит фантастическая птица с женским ликом. По мнению критиков, картина получилась не совсем "васнецовской": слишком фантастической и символистской, по стилю близкой к работам современников Виктора Васнецова, например, Михаила Врубеля или даже иностранных мастеров – Густава Климта и Альфонса Мухи. Картина соответствовала своему времени, наполненному тревожными предчувствиями, и приобрела широкую известность с момента написания. В оперении птицы сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь (а вообще, использование багряно-красного цвета характерно для более поздних работ Васнецова). Сейчас "Гамаюн, птица вещая" хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале. "Богатыри" (1898, Государственная Третьяковская галерея) Картина "Богатыри" считается народным достоянием и символом русского искусства. Работа над ней с момента рождения идеи до завершения полотна заняла в общей сложности почти 30 лет. Первый карандашный набросок картины появился еще в 1871 году: Васнецов подарил его своему близкому другу, художнику Василию Поленову. Но тот отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. 23 апреля 1898 года она была завершена и вскоре куплена Третьяковым для своей коллекции (собственно, с тех пор она и украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве). На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – герои народных былин. Сам Васнецов описывал картину так: "Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?" Их исполинские фигуры символизируют силу и мощь всего русского народа. Впечатление производят и внушительные размеры картины – 295х446 сантиметров. В центре изображен Илья Муромец. Будучи реальным историческим персонажем, он в действительности совершил множество ратных подвигов. Слева от него – Добрыня Никитич. По народным преданиям, он был очень образованным и благородным воином. Предание одарило его заговоренной броней и волшебным мечом-кладенцом (по мнению некоторых исследователей, чертами лица Добрыня напоминает самого художника). Ну а справа на коне сидит совсем молодой богатырь, Алеша Попович. Помимо лука и стрел, у него есть гусли, что говорит о том, что он не только бесстрашный воин, но и музыкант-песенник. Кстати, в картине присутствует множество мелких деталей, взятых Васнецовым из исторических источников, которые и дополняют образы.