Ещё

«Аленушка» и «Три богатыря»: о чем расскажут картины Виктора Васнецова 

«Аленушка» и «Три богатыря»: о чем расскажут картины Виктора Васнецова
Фото: Москва24
«Аленушка», «Три Богатыря», «Иван-царевич на Сером Волке» — в России эти картины известны каждому буквально со школьной скамьи. Вообще можно сказать, что работы  — это квинтэссенция живописи русского модерна, в котором изысканность и утонченность языка сплелись с мотивами народной культуры. Сюжеты его картин широко используются для оформления книг, открыток, плакатов и даже марок или конфетных коробок.
В Международный День музеев портал Москва 24 решил вспомнить истории самых известных работ живописца, со дня рождения которого 15 мая прошло 170-лет.
"Аленушка" (1881, Государственная Третьяковская галерея) Эта картина была признана критиками одним из лучших произведений русской школы живописи. Работу Васнецов начал с пейзажных зарисовок: сохранилось несколько этюдов. Художник говорил, что «Аленушка» как будто давно жила в его голове, но реально он увидел ее в Ахтырке на Украине. Там он встретил одну простоволосую девушку, поразившую его воображение. Впоследствии он вспоминал, что столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что от нее веяло каким-то особым русским духом.
Он закончил картину зимой 1881 года и отправил ее на выставку Передвижников. И хотя в Аленушке совсем нет ничего сказочного, а скорее напротив, она невероятно реалистична и по-взрослому грустна, со временем в восприятии зрителей этот образ переплелся со сказкой про сестрицу Аленушку и брата Иванушку.
Росписи Владимирского собора в Киеве Васнецов посвятил работе над росписями собора десять лет. Одной из главных целей он видел преодоление раскола между народом и интеллигенцией в отношении к традиционной русской иконописи. Он стремился создавать искусство «большого стиля», вернувшегося в народ из замкнутого мира частных коллекций. Основной идеей внутренней росписи Владимирского собора, возведенного к 900-летней годовщине крещения Руси, было осмысление истории русской веры.
Виктор Васнецов расписывал центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Росписи были завершены в августе 1896 года и на рубеже веков были скопированы во многих храмах на территории России, а Васнецова стали называть «гениальным провозвестником нового направления в peлигиозной живописи».
"Иван-царевич на Сером Волке" (1889, Государственная Третьяковская галерея) Эта картина несомненно входит в число самых любимых иллюстраций к русским народным сказкам. Пожалуй, сложно найти человека, который бы не знал ее с детства. За основу сюжета картины был взят отрывок сказки «Иван-Царевич и Серый Волк»: Иван-царевич с похищенной Еленой Прекрасной спасаются от погони на верном Сером Волке.
Вся картина наполнена каким-то загадочным мерцанием. Васнецов работал над ней параллельно с созданием росписей Владимирского собора в Киеве. В 1889-м она была представлена на Передвижной художественной выставке, а сегодня находится в Третьяковке.
"Гамаюн, птица вещая" (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Махачкала) Это еще одна картина Виктора Васнецова, на которой изображен сказочный персонаж, позаимствованный из древних славянских легенд. В русской книжности Гамаюн — это вечнолетающая мифическая райская птица, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей. В исполнении Васнецова картина дала толчок к развитию нового образа Гамаюна как вещей птицы.
Композиция подчеркнуто декоративна и изыскана: на тонкой ветви сидит фантастическая птица с женским ликом. По мнению критиков, картина получилась не совсем «васнецовской»: слишком фантастической и символистской, по стилю близкой к работам современников Виктора Васнецова, например, или даже иностранных мастеров — и Альфонса Мухи.
Картина соответствовала своему времени, наполненному тревожными предчувствиями, и приобрела широкую известность с момента написания. В оперении птицы сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь (а вообще, использование багряно-красного цвета характерно для более поздних работ Васнецова).
Сейчас «Гамаюн, птица вещая» хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале.
"Богатыри" (1898, Государственная Третьяковская галерея) Картина «Богатыри» считается народным достоянием и символом русского искусства. Работа над ней с момента рождения идеи до завершения полотна заняла в общей сложности почти 30 лет. Первый карандашный набросок картины появился еще в 1871 году: Васнецов подарил его своему близкому другу, художнику . Но тот отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину.
23 апреля 1898 года она была завершена и вскоре куплена Третьяковым для своей коллекции (собственно, с тех пор она и украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве). На картине изображены три русских богатыря: , Добрыня Никитич и Алеша Попович — герои народных былин. Сам Васнецов описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» Их исполинские фигуры символизируют силу и мощь всего русского народа. Впечатление производят и внушительные размеры картины — 295х446 сантиметров.
В центре изображен Илья Муромец. Будучи реальным историческим персонажем, он в действительности совершил множество ратных подвигов. Слева от него — Добрыня Никитич. По народным преданиям, он был очень образованным и благородным воином. Предание одарило его заговоренной броней и волшебным мечом-кладенцом (по мнению некоторых исследователей, чертами лица Добрыня напоминает самого художника).
Ну а справа на коне сидит совсем молодой богатырь, Алеша Попович. Помимо лука и стрел, у него есть гусли, что говорит о том, что он не только бесстрашный воин, но и музыкант-песенник. Кстати, в картине присутствует множество мелких деталей, взятых Васнецовым из исторических источников, которые и дополняют образы.
Видео дня. Грязные секреты Османской империи
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео