В художественный музей привезли первое произведение, написанное в Самаре
Древнейший самарский памятник культуры включает списки произведений древней церковной письменности — "Повесть о Варлааме и Иоасафе" и "Житие Нифонта Констанцского". Это собрание притч и поучительных рассказов на разные темы, размышления о смысле человеческой жизни, о власти и бесправии, о богатстве и нищете. История о Варлааме и Иоасафе относится к числу "бродячих сюжетов". Ее переводы и переработки сделаны более чем на 30 языках. Изначально повесть о преподобном Варлааме и царевиче Иоасафе была создана в Индии. Древнеславянские ее переводы имели широкое хождение на Руси. То, что этот список самарский, подтверждает предисловие от переписчика, в котором он называет себя "священноиереем Афанасием". Собственно, этот сопроводительный текст и можно считать первым литературным произведением, созданным в Самаре. Древний памятник культуры представлен на выставке в трех форматах. Это подлинник рукописи; электронный ресурс с полным описанием многочисленных цветных иллюстраций, выполненных первым самарским художником, изографом Петром, а также реплики 65 миниатюр созданные в технике акварели современным графиком Алексеем Зуевым. По этим многофигурным композициям можно понять, как древний художник и его современники представляли себе сотворение мира, низвержение с небес падших ангелов, изгнание Адама и Евы из рая, строительство Ноева ковчега и другие библейские истории. Судьба рукописи — отдельная история. Манускрипт был создан в период воеводства Бориса Салтыкова, родственника первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. В XVII в. рукопись была фамильной ценностью боярского рода Салтыковых. Кстати, на выставке можно увидеть их родословное древо. В XIX веке рукопись принадлежала основателю Императорского Общества любителей древней письменности в Санкт-Петербурге князю Павлу Вяземскому. С 1932 г. манускрипт находится в отделе рукописей РНБ. В открывшейся экспозиции по существу реконструирована эпоха создания рукописи, воссоздана атмосфера жизни в Самарской крепости в первой трети XVII века. Здесь представлены материалы не только из фондов областного художественного музея и им. Алабина, но и из СОУНБ, из Сызранского и Пугачевского краеведческих музеев, Старообрядческой общины Самары, Центрального госархива Самарской области и частных коллекций. Мы можем увидеть макет Самарского городка, каким он был в то время, копию гравюры с изображением Самары из знаменитой книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно". Здесь же — другие уникальные памятники книжной культуры. Особый интерес представляет издание "Апостола" первопечатника Ивана Федорова. Представлены на выставке и старинные иконы, предметы церковного быта, атрибуты повседневной и ратной жизни первых самарцев. Один из удивительных экспонатов — миниатюрная походная церковь второй половины XVII века, украшенная кокошником и семью главками над ним. Церковь была обнаружена в 1919 г. исследователем старины Михаилом Тихомировым при осмотре закрытых после революции Иргизских монастырей. С помощью копий карт, подготовленных по результатам исследований самарского краеведа Емельяна Гурьянова, можно представить себе расположение первых самарских храмов, в которых могла быть создана рукопись. Их следы, по мнению ученых, надо искать на территории старой Хлебной площади (бывшего завода клапанов). Кстати, на выставке представлены уникальные находки, сделанные в 1970 г. в ходе археологических раскопок в районе улицы Кутякова. По мнению Гурьянова, эти находки (керамические плитки, покрытые цветной глазурью, черепки глиняной посуды, дубовые бревна) — чудом сохранившиеся остатки Самарской крепости. На выставке можно представить себе Самарский край как зону фронтира — своеобразного пограничья между Европой и Азией, представить с помощью экспонатов быт живших рядом кочевников. В открытии выставки приняли участие отечественные специалисты в области древнерусской книжной культуры, ранней истории Самары, археологи и градозащитники. Один из гостей, профессор Самарского университета Эдуард Дубман выразил надежду, что в будущем нас ждут и другие находки, которые позволят глубже понять историю старой Самары.