В Петербурге прозвучит финал Девятой симфонии Бетховена в версии Григория Корчмара
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 мая. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена ("Ода к радости", 1823) впервые прозвучит во вторник без хора и солистов в симфонической версии заслуженного деятеля искусств России Григория Корчмара. Эта мировая премьера станет одним из главных событий проходящего в Петербурге фестиваля "Петербургская музыкальная весна". В зале Академической капеллы эту версию исполнит Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением постоянного участника фестиваля - заслуженного деятеля искусств России Александра Титова. "Мне пришла, может быть, греховная идея - все-таки представить публике и чисто симфонический вариант финала этой симфонии, подобный финалу Пятой, где в начале звучит тема судьбы, переходящая затем в тему победы над злым роком. То, что я предложил, - это просто попытка реконструкции, что могло бы быть, если бы Бетховен не решил ввести сюда вокальное начало", - рассказал ТАСС Григорий Корчмар. По его словам, он "нашел сведения, что первоначальный замысел Бетховена был "дать чисто инструментальный финал". Ну а беспрецедентный для этого жанра вариант с хором и солистами возник у него потом. Причем, как утверждает Корчмар, "стихи Фридриха Шиллера, которые выбрал Бетховен, были написаны по заказу Дрезденского масонского общества, и этот знаменитый призыв "Обнимитесь, миллионы" на самом-то деле адресован в общем-то не всем жителям нашей планеты, а братьям-масонам". "Известно, что Бетховен имел большую личную драму из-за своей глухоты, и у него с годами стирались представления о возможностях человеческого голоса. Возможно, поэтому партии солистов в финале очень неудобны, и хор звучит немножко надрывно, что создает немного лишний пафос, за что к финалу Девятой критически относились Игорь Стравинский и ряд других музыкальных деятелей России. Возможно, симфоническая версия немного снимает этот пафос", - надеется композитор. "Понятно, что симфония Бетховена как величайшее творение классической музыки будет жить вечно именно с авторским финалом. Но как вариант - почему нет", - заключил Григорий Корчмар. О фестивале Международный фестиваль "Петербургская музыкальная весна" - старейший в России праздник новой музыки - в 54-й раз проходит в городе Чайковского, Мусоргского, Шостаковича. В его нынешней программе - 14 симфонических, хоровых и камерных концерта, в которых прозвучат 135 сочинений 70 композиторов. На афише - три десятка мировых премьер. Вход на все концерты свободный для всех желающих.