Новое поколение выбирает Fenso Lights
Самым занимательным событием начинающегося сезона, на которое я, к колоссальному своему стыду, не отозвался вовремя, была выставка группы FENSO LIGHTS в противостоящих друг другу в одной подворотне Центра современного искусства галереях «1.0» и «Школа». Предводитель и идеолог группы Антон Смирнский уже показывался в «1.0» и выставил тогда странную психоделическую инсталляцию из гипсовых муляжей каких-то глубоководных механизмов, под толстыми стеклами, которых таились чудесные и восхитительные натюрморты из сельхозпродуктов. На этот раз совместно, со своими друзьями он развернул совсем уж психоделический сюжет. История следующая: космический корабль терпит крушение над Землей, и от бедных пришельцев остается только «черный ящик». То, что мы видели на выставке, является результатом исследовательской работы противоборствующих научно-детективных группировок по расшифровке записей. Представлены различные варианты инопланетной трагедии, где обряженный в блестящие доспехи галактический рыцарь пробирается сначала по лесам и чащобам (подозрительно смахивающим на подмосковные) и вступает в битву на картонных мечах с точно таким же витязем. Расшифровки сцен брани галактических рыцарей в неведомых времени и пространстве даны в нескольких вариантах на экранах мониторов и в больших фото на стенах. Таким образом заявлены базисные пункты новой эклектической мифологии — компьютеры, психоделика, видео, фэнтэзи. Но если ориентацию на передовые технологические потоки можно расценивать как знамение времени и призрак накатившей на родные ментальные поля компьютерной революции, то пристрастие к ненаучной мифологической фантастике и компьютерным игрушкам указывает на новую волну инфантилистской психоделики, восходящей к младшему поколению московских концептуалистов — группе «Медицинская герменевтика». Но, если последние оперировали психопатологическими отражениями инфантильной подложки советской цивилизации, всякими там гнилыми буратинами и ортодоксальными избушками, FENSO LIGHTS, выбирают здоровый идиотизм впавшего в детство постисторического Запада: FENSO LIGHTS, кстати говоря, ничего особенного и не означает ни на каком языке — это попытка смакетировать процесс создания нового стиля жизни и пижонства путем произведения совершенно бессмысленных жестов, и рекламных акций, имитирующих игры с массовым сознанием в информационных обществах. Группа Фенсо. Fenso Lights. Фрагменты инсталляции. 1993. Источник каталог «Группа Фенсо. 1993-1999». Москва. 1999 Если Антон Смирнский и его команда апеллируют к смутному и безобидному шуму на семантических краях компьютерных пажитей, то другой молодой художник, Александр Бренер, придерживается архаизирущей тактики общественного действия. Его выставка в галерее Марата Гельмана выглядит как небольшой лабораторный опыт по рассмотрению тавтологической сущности «выставки» (exhibition) как вечного и патологического акта эксгибиционизма. За неукротимое желание выставиться, т. е. обнажиться перед публикой, органы правопорядка должны были бы препровождать художников в спецучреждения. Александр Бренер выставил собственный монумент в качестве попсового идола или знатного политика Ельцина или Горби. Монумент исполнен как силуэт с наклеенной на него цветной фотографией в духе уличных фотографов, размещенной к тому же на красном пирамидальном постаменте. Сам Бренер принадлежит при этом к террористической группировке, возглавляемой известным декоративным революционером Анатолием Осмоловским. По крайней мере, он был замечен на ультрареволюционной сходке, молодых бунтарей-ренегатов 1968 года («Война продолжается», ЦСИ). Место для геростратовых претензий Бренер выбрал как нельзя более удачно галерея Марата Гельмана, регулярно избираемого Главным Галерейщиком страны Кузница Звезд, открываемых беспрестанно неутомимым Маратом — то самое место для свершения Революционных Действий. Кроме того, выставка носит шокирующие название «Мое влагалище». Так называется специальное издание книги Бренера, состоящее из фотографий радикала-эгоцентрика на фоне исторических памятников столицы. В руках он держит собственного сочинения стихи на специальных табличках, откровенно повествующие о сексуальных переживаниях. Добавим, что на книжной Ярмарке экзотическое издание Бренера получило специальную премию. Таким образом, экстремист благодаря усилиям буржуазного галерейщика получает место в истеблишменте. Ради этого стоило так выставляться. Дело, достойное истинного революционера. Добавим, что такой способ манифестаций именуется экзотическим понятием «Новая искренность». Группа Фенсо. Fenso Lights. Вид инсталляции в галерее «Школа». 1993. Источник каталог «Группа Фенсо. 1993-1999». Москва. 1999 Равноденственное место между Маклюэном и Маркузе (то есть между Антоном Смирнским и Александром Бренером) занимала выставка «Идентичность границы» Майка Хенца в галерее «Школа». Майк прославилсяавился сначала своим по-германски скромным хулиганством, когда организовывал пиратское телевидение, и своим участием в «Пьяццо виртуале» на documenta-9. Не так давно он перебрался в Москву и работает над развитием новых, технологий в отечественном искусстве и создание Лаборатории Новых Медиа (?). Он выставил собственное тело на границу зрительского восприятия в большом фотоколлаже на стене галереи. Уподобясь св. Себастьяну, он выдвинулся на линию огня масс-медиа, беспрестанно выбрасывающих в зрительное поле терриконы тел и лиц. Медиа размывают последний рубеж между индивидуальностью и космосом — границу человеческого тела. По этой причине выставка, как водится, имеет сложный атрибутивный подзаголовок «Многофункциональное чтение мультифренического сознания». Есть нечто фатальное в том, что наши места как-то особо сподвигают на рукотворные реализации, ибо Хенц, числящийся видеохудожником, представил очень рукодельное произведение. Кроме прочего, он не преминул использовать туристические стереотипы России — матрешек да черный квадрат, запакованный в, белый сейф, видимо, намекающий на тоталитаризм и закрытость русского сознания. Это совершенно верно. Информационные потоки манипулируют банальным и стереотипным. Группа Фенсо. Уберите собаку. Вид инсталляция на выставке «Exchange / Обмен» в Центре современного искусства на Якиманке. 1993. Источник каталог «Группа Фенсо. 1993-1999». Москва. 1999 Кажется, пора входить в Верховный Совет с требованием принять закон о запрещении миссионерской деятельности инославных художников. Тем не менее импорт в нашу страну медийного ревизионизма глубоко осмыслен. Оставив одну тоталитарную систему, мы, имеем неоценимую возможность оказаться под катком империалистических средств массовой коммуникации. Полученная прививка даст надежду на возможность вступления в долгую борьбу за изъятие части прибавочной стоимости и организации шизофренических потоков, то есть идентификации границ собственного тела и сознания. На фоне империалистического тоталитаризма важно использовать опыт ветеранов изучения специфики тоталитаризма коммунистического. Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов (группа ТОТАРТ) на выставке «Анатомия культуры» в галерее «Велта» представили свою изобразительную продукцию, которую ранее не были склонны выставлять на всеобщее обозрение. При ближайшем рассмотрении твердые концептуалисты, создатели множества классических; перформансов оказались еще и замечательно формалистическими мастерами способными к тонким душевным движениями к производству замечательно красивых мануальных картинок. Кстати, в, показанной графике как бы расшифровывается в доступных пластических образах и инсталляция с их недавней выставки в «L-галерее». Следы ног, запечатленные ТОТАРТом на бумажных листах, кажется, наводят на мысль, что искусство на поверку может оказаться еще более тотальным, чем что-либо под этой луной.