Юбилей Юрия Буцко
"Старообрядец русской музыки", "самый русский композитор своего поколения" и даже "русский Бах" – такие и прочие эпитеты применяли в разное время к личности и творчеству Юрия Буцко. Вся музыкальная жизнь Юрия Буцко связана с Московской консерваторией: здесь он учился композиции, некоторое время преподавал сочинение, но вскоре перешел на кафедру инструментовки и чтения симфонических партитур, где и проработал около сорока лет, обучая студентов разных специальностей – теоретиков, композиторов, симфонических дирижеров. Еще одной важной сферой деятельности Юрия Буцко была работа в театре и кино: например, в Театре на Таганке он оформил длинный ряд спектаклей, начиная с есенинского "Пугачева" и кончая шекспировским "Гамлетом", в Театре имени Моссовета работал с Юрием Завадским и Романом Виктюком; среди пространного списка киноработ выделяется 13-серийная телеэпопея "Хождение по мукам". Буквально со студенческой скамьи принятый в Союз и сначала принимавший искренне заинтересованное участие в его деятельности, Буцко вскоре отошел от подобной активности и через некоторое время оказался в своего рода изоляции. Не желая иметь дело с советским официозом, но также не присоединяясь ни к "правым", ни к "левым", он пошел собственным, весьма тернистым, путем. Фото: пресс-служба концерта Юрия Буцко "Творческий портфель" композитора огромен: четыре оперы (из них три камерных); семь "больших" симфоний (то есть партитур для большого симфонического оркестра), четыре камерных симфонии, пять симфоний-сюит, несколько концертных симфоний (партитур для разного рода оркестровых составов с одним или двумя солирующими инструментами); концерты для фортепиано, скрипки, альта, виолончели с оркестром; две оратории, семь кантат, хоровые циклы; семь квартетов, пять фортепианных трио (из них одно – трио-квинтет); сонаты для фортепиано, альта, скрипки, виолончели; два органных цикла (Первая и Вторая "Большие органные тетради"); вокальные циклы и проч. Но при этом у многочисленных позиций авторского списка стоят пометы: "не издано", "не исполнено". Открытие этого огромного "музыкального материка", осознание его значения в русской и мировой культуре – еще впереди. Приуроченные к юбилею события – попытка приблизить фигуру Юрия Буцко к современному слушателю, раскрыть творческий мир композитора. 24 мая – конференция "Наследие композиторов ХХ века: Ю.М. Буцко (к 80-летию со дня рождения)" На конференции в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова, где в молодости Юрий Буцко вел класс композиции, выступят друзья и ученики композитора, в частности композиторы и пианисты Андрей Микита, Алексей Чернов, Борис Франкштейн, органистка Любовь Шишханова. Будет также "научная часть" (сообщения) и концертная программа, созданная силами педагогов и студентов Ипполитовки. 15:00. Большой зал ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Марксистская ул, д. 36. вход свободный 28 мая – день рождения Юрия Буцко 17 часов Презентация создающегося Фонда Юрия Буцко, а также портретного двойного диска композитора, выходящего к юбилею на лейбле "Мелодия". Презентацию проведут музыковед Марина Рахманова (Буцко) и музыкальный журналист Анастасия Буцко. 19 часов В Малом зале консерватории состоится исполнение фрагментов "Полифонического концерта" Юрия Буцко силами солистов "Студии новой музыки" Московской консерватории. В программе вечера "Полифонический концерт" прозвучит в некоем диалоге с "Видением Аминя" Оливье Мессиана – великого французского композитора, одного из духовных учителей русского мастера. "Полифонический концерт" – одно из самых главных достижений в творчестве Буцко. Это цикл из 19-ти пьес (контрапунктов) на темы древнерусского знаменного роспева для четырех клавишных инструментов (орган, рояль, клавесин, челеста), играющих соло, попарно и во всех других возможных сочетаниях. Общая продолжительность сочинения – около трех с половиной часов звучания. В основе каждого контрапункта лежит подлинная мелодия из древнерусских богослужебных певческих книг. На основе этих мелодий композитором создана уникальная ладо-гармоническая система, которую иногда называют "русской додекафонией". Но "знаменный лад" Полифонического концерта ни в коей мере не является "универсальной", "тотальной" системой, подобно додекафонии, сериальной технике и проч. "Система" Полифонического концерта неразрывно связана и с тем миром древнего богослужебного пения, из которого она выросла, и с личностью композитора (хотя попытки других авторов, включая А. Шнитке, применить эту "систему Буцко" в собственном творчестве достаточно многочисленны). http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=155734 19:00. Малый зал Московской Государственной консерватории, Большая Никитская 13 3 июня В Большом зале Московской консерватории состоится центральный из юбилейных концертов. Программа концерта к 80-летию Юрия Буцко составлена не совсем обычным образом: в ней нет хорошо известных произведений композитора, вроде "Записок сумасшедшего" или "Свадебных песен"; не ставилась задача показать музыку разных жанров и стилистических направлений. Но была цель: дать прозвучать музыке забытой или никогда не исполнявшейся, музыке отнюдь не траурно-поминальной, а напротив – пронизанной светом. Именно таковы оба сочинения этой программы, хронологически разделенные тремя десятилетиями: Концерт № 2 для виолончели со струнным оркестром, фортепиано и ударными под названием "Ричеркар" (1979) и Симфонические сцены "Лисистрата" по комедии Аристофана – мировая премьера сочинения, созданного в 2009 году. "Ричеркар ("Напев в строгом стиле") имеет скрытую программу: это рассказ о Входе Господнем в Иерусалим и последних шести днях земной жизни Спасителя. Веселый, озорной сюжет "Лисистраты" может показаться совершенно неожиданным в творчестве Юрия Буцко; на самом деле он всегда тяготел к античности, хотя ни в Греции, ни в Риме ему не удалось побывать. "На старости меня потянуло к Свету, к Солнцу, к Красоте человека, – поэтому выбрал этот сюжет", – писал композитор. Исполнители – Симфонический оркестр радио "Орфей" под управлением Сергея Кондрашова; солисты – Константин Манаев (виолончель) и Евгений Стародубцев (фортепиано); в финале "Лисистраты" – хор "Кастальский" (художественный руководитель – Алексей Рудневский). http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=156010 19:00. Большой зал Московской Государственной консерватории, Большая Никитская 13 3 июня В Концертном зале имени Мясковского Московской консерватории скрипачка Анна Савкина и пианистка Юлия Куприянова выступят с программой "Посвящение... Композиторы Московской консерватории: Юрий Буцко, Игорь Фролов". В первом отделении будет исполнена Первая соната для скрипки и фортепиано Юрия Буцко. 19:00. Концертный зал имени Мясковского Московской Государственной консерватории, Большая Никитская 13 6 июля В программе абонементного концерта Госоркестра имени Е.Ф. Светланова в Концертном зале имени Чайковского из цикла "Истории с оркестром" ("Владимир Юровский дирижирует и рассказывает") прозвучат три никогда не исполнявшиеся инструментовки фортепианных пьес Мусоргского, сделанные Юрием Буцко. http://meloman.ru/concert/gosudarstvennyj-akademicheskijbrsimfonicheskij-orkestr-rossiibrimeni-efsvetlanova-vladimir-yurovskij-2/ Юбилей Юрия Буцко в эфире Радио "Орфей" 28 мая, 21:00 В эфире радио "Орфей" прозвучит портретная передача, с включением одного из последних интервью композитора, данного им редакторам радиостанции. 5 июня, 21:00 В передаче "Концертный зал радио Орфей" прозвучит запись концерта 3 июня из Большого зала Московской консерватории. Участники и солисты концерта прокомментируют свой опыт восприятия музыки Юрия Буцко.