Эмоции цвета: В гостях у художника Виктории Шворень
Виктория одна из самых молодых в Союзе художников, куда вступила всего три года назад. В отличие от маститых коллег, за плечами которых сотни международных выставок и сложносочиненная авторская техника, Шворень, на первый взгляд, только начинает собственный путь. Но это ощущение исчезает ровно в тот момент, когда знакомишься с ее абстрактными картинами — эту живопись отличает сложный, плотный цвет, передающий зрелые чувства. — Нужно с определенной громкостью говорить? — спрашивает Виктория, кивая на диктофон. Она сидит напротив и успевает не только отвечать на мои вопросы, но и играть с сыном Ярославом (он бегает рядом)., Из-за маленького ребенка в мастерской Виктория бывает нечасто — работает дома после того, как укладывает Ярослава спать. Здесь, в просторном помещении с белыми стенами и занавесками, закрывающими высокие окна, преподает ученикам. — Родители предвидели, что мне понадобятся языки, — с благодарностью вспоминает художник учебу на факультете лингвистики. — Мне нравится совмещать живопись с преподаванием английского, это помогает отвлечься, вносит необходимое разнообразие: если заниматься одним творчеством, можно сойти с ума., Шворень продолжает мысль, добавляя, что перемена занятий помогает в работе над сериями: — Когда заканчиваешь одну, перед тем, как начать следующую, нужно сделать паузу. Первая персональная выставка Виктории называлась «Мысли цвета». И хотя художник, смеясь, говорит, что цвета в ранних работах было больше, чем мыслей, пожалуй, именно эта серия нагляднее всего характеризует ее творчество. Как и в других работах, абстрактный язык передает эмоции: — Это экспрессия, ее сложно сравнить с фигуративной или жанровой картиной, где есть сюжет. Бывает, сажусь за мольберт и пишу сразу три картины, не отрываясь. Чтобы они получились, нужно целиком отдаться процессу и без остатка выплеснуть чувства на холст. Анализировать и дорабатывать цветовое решение начинаю только на следующий день. , Несмотря на то что в работах Шворень много глубокого синего и серого цвета, он не символизирует грусть, а скорее, отражает само естество, подчеркивает художник, вспоминая, как работала за городом: — Мы около пяти лет жили на даче в поселке Отважное. Это очень красивые места — кругом лес, удивительные краски природы, — говорит Виктория. — В картинах того времени очень много серого цвета, потому что он лучше всего передает колорит пейзажей. Выбор цвета она называет интуитивным поиском: его, как на ландшафтах, написанных в Отважном, в первую очередь диктуют чувства. Замечаю, что в последних работах Шворень появилось больше пятен и линий. Виктория, улыбаясь, отвечает, что увлеклась экспрессионистами американской школы: — У меня у одной из немногих в Союзе нет академического образования. Идти в колледж мне казалось несерьезным, а уехать в другой город не было возможности. Когда после длительного перерыва снова села за холст, стала наверстывать упущенное, учиться. Занималась у художников Натальи Янекиной, Анатолия Семенихина. Именно он объяснил мне основы и научил главному принципу: от количества к качеству. , В мастерской Шворень не найти милых безделушек, художественного беспорядка и даже большого количества картин: кроме тех, что были приготовлены для съемки, пару небольших работ в цветных рамках можно встретить лишь на подоконнике. — Мои работы и правда хорошо смотрятся в интерьерах, — рассказывает Виктория, когда я вспоминаю, что видела ее работы в одном из кафе. — Очень приятно слышать от друзей, у которых дома висит моя картина: «Мы ее так любим»., Показывая работы (среди них и новая серия, которую она выставит будущей осенью), Шворень рассуждает о задачах искусства: — В моем представлении настоящий художник — исследователь и искатель, человек, который положил жизнь на творчество. Когда называешь себя художником, это не только накладывает на тебя ответственность, но и определенный образ. Мне воспитание не позволяет проводить время, держа в одной руке кисть, а в другой — бокал вина, поэтому я не считаю себя художником. И, наверное, искусством свои картины тоже не назову: искусство — что-то более глобальное, оно должно менять общество. Я же просто работаю с краской и получаю от этого удовольствие., , Рекомендуем вам продолжить арт-прогулку и побывать в мастерских других калининградских художников: У Евгения Печерского; У Андрея Ренского; У Ксении Шереметовой-Благовестной; У Ольги и Владимира Ульяновых; У Юрия Васильева; У Льва Шерстяного; У«кёнигсбергского Энди Уорхола»; У Евгения Машковского; У Бориса Булгакова. , Фото: Бока Су