Михаил Шемякин: «Я серьезно воспринимал не маму, а Ван Гога…»

Его картины в СССР нравились далеко не всем – его с треском выгнали из художественной школы, поместили в психлечебницу, а затем от греха выслали из страны. Но друзей и почитателей у него тоже хватало: Высоцкий посвящал ему песни, а галеристы покупали работы за внушительные суммы/ О том, каким трудным был путь к признанию, и что такое современное актуальное искусство художник и скульптор Михаил Шемякин расскажет в ток-шоу «Мой герой» на канале «ТВ Центр». Программа выйдет в эфир в среду, 30 мая, в 13:40. В детстве Миша Шемякин отменно рисовал. Так рисовал, что, посмотрев его акварели по мотивам «Острова сокровищ» и «Петушка – золотого гребешка», преподаватели художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина сразу взяли его во второй класс. Но будущий живописец с мировым именем и не надеялся стать художником. – Мне и в голову такая шальная мысль не приходила! – признается герой программы. – Я всегда думал, что буду военным. И так думал не только он. Его отец, лихой кавалерист Гражданской войны, кавалер одного из первых орденов Красного знамени, закончивший Великую Отечественную командиром мотострелковой дивизии, был страшно раздосадован, когда у сына обнаружились художественные способности. Интересно, что и Мишина мама, красавица киноактриса, не верила в талант своего ребенка. Ее сомнения только усилились после того, как Шемякина выгнали из школы с формулировкой «За эстетическое разложение» – он посмел показывать своим однокашникам репродукции Ван Гога, Сезанна и Ренуара, то есть, представителей, как тогда считалось, «упаднического искусства». – Кто вам первый сказал, что у вас есть талант? – интересуется у своего гостя ведущая ток-шоу Татьяна Устинова. – Однажды к нам домой заглянул художник Николай Михайлович Лапицкий, ученик самого Филонова, – вспоминает Шемякин. – Мы обменивались репродукциями, и он захотел посмотреть, чем занимается молодежь. Увидев мои картины, он сказал: «Это грандиозно! Ты можешь лежать на печи как минимум два года – у тебя столько интереснейших вещей!» Но тут с работы пришла мама начинающего живописца – усталая и злая. Лапицкий, человек дореволюционного воспитания, поцеловал ей ручку и торжественно произнес: – Я должен вас поздравить… – С чем??? – Ваш сын – гений! – Вы порете чушь! Его выгнали из школы, а вы, взрослый человек, поддерживаете в этом придурке мысль о том, что он гений! Вон отсюда!!! И бедный Лапицкий подхватил свою шляпу и быстро-быстро ретировался по длинному коридору коммуналки, где жили Шемякины. А Михаилу в тот вечер еще долго поминалось признание его гениальности… К счастью, мнение окружающих мало интересовало молодого художника – настолько он был поглощен творческими задачами и самообразованием. – Я был плохим ребенком – не воспринимал маму всерьез, – улыбается мэтр. – Но я воспринимал серьезно Ван Гога… …Став уже признанным мастером, Шемякин по-прежнему сталкивается с непониманием, но теперь уже другого свойства – его творчество не отвечает запросам современного актуального искусства. – Актуальное искусство, – без тени издевки объясняет Михаил Михайлович. – Это когда художник, даже не умея рисовать, может выставляться, потому что он создает некую концепцию, потому что он посылает «мессидж» будущим поколениям… К актуальному искусству нашей эпохи легко примазаться шарлатанам. Много художников, которые, как мыльные пузыри, возникают, а затем лопаются… Как порой выглядит такое «актуальное искусство», Шемякин не может рассказывать без улыбки: – На художественной выставке мы с женой увидели три пустых пластиковых ведра – желтое, синее и красное. Попросил Сару – она в таких случаях изображает богатую американскую коллекционерку – узнать, сколько стоит произведение. Вообще-то пластиковое ведро можно в Европе купить за два с половиной евро. И конечно же, мы узнаем, что автор композиции из ведер – талантливый скульптор с «колоссальным мышлением», он шлет «мессtджи» и все-все-все… Более того, оказывается, два ведра уже поданы! Одно осталось, и если у вас в кармане завалялись 40 тысяч евро, будьте любезны заплатить… Какие еще курьезные метаморфозы происходят в современном искусстве – об этом в программе «Мой герой». Телезрители узнают из первых рук множество захватывающих и парадоксальных фактов из жизни выдающегося мастера. Как Шемякин «помог» Михаилу Пиотровскому стать директором Государственного Эрмитажа? Что он, высланный из СССР с полусотней долларов в кармане, ответил французской галерейщице на предложение взять ключи от замка и заключить с ней десятилетний контракт? Из-за чего художник потребовал убрать свое имя из титров мультфильма «Гофманиада», куклы к которому сделаны по его эскизам? Чем, по мнению Шемякина, должен «колоть глаза» нынешним функционерам портрет Дзержинского? О своем товарище по творческому цеху в ток-шоу будут говорить композитор Александр Журбин, скульптор Зураб Церетели, музыкант и продюсер Стас Намин. Смотрите программу «Мой герой» на телеканале «ТВ Центр». ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Екатерина Градова: «После «Семнадцати мгновений весны» мне присылали грибы, варенье, деньги»

Михаил Шемякин: «Я серьезно воспринимал не маму, а Ван Гога…»
© Вечерняя Москва