5 вещей, которые могут узнать школьники из советских картин
Иногда лучше один раз показать, чем сто раз рассказать. Эти картины помогут вам познакомить ваших детей со вашим далеким детством. Картины советских времен – застывшие истории. Мастерам было интереснее реальное, чем воображаемое. Время, насыщенное самыми разными событиями, – от революции в начале века до перестройки 80-х, само предлагало массу тем для работ, придумывать ничего было не нужно. Одним из знаковых был образ окна, ведущего, конечно, в новый мир, – зеркало перемен, надежд на лучшее будущее. Завершая путешествие с запада страны на восток, в Москву приезжает выставка с символичным названием «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». Проект создали Институт русского реалистического искусства, Государственная Третьяковская галерея и компания «Ингосстрах». Если взрослые, посетив ее, смогут вспомнить прошлое, то школьники – узнать для себя много нового о том времени, когда их родители были детьми. Что такое индустриализация Чтобы догнать по экономическому уровню развитые капиталистические страны, правительство Советского Союза в 1929 году начало проводить индустриализацию. Активно строились заводы, объемы производства росли. Хотя по историческим меркам период закончился в 1941 (до войны), по факту он продолжился и в послевоенные годы. Художники воодушевленно изображали трудящихся. Вячеслав Жемерикин, например, создал целый цикл работ «Мы на БАМе» о строительстве Байкало-Амурской магистрали: на выставке можно будет увидеть его «Дежурную Надю» из этой серии. А на картине Александра Дейнеки с говорящим названием «Восстановление Ростсельмаша», рабочие реанимируют крупнейшее предприятие по производству сельскохозяйственной техники. Этот завод во время Великой Отечественной войны эвакуировали в Ташкент за несколько дней до оккупации Ростова-на-Дону фашистами. Уже через 10 дней после освобождения города он возобновил работу, к ноябрю 1948 был полностью восстановлен, а сегодня занимает пятое место в мире по производству сельскохозяйственной техники. Почему оттепель – не только природное явление Период, который назвали «хрущевской оттепелью», начался после смерти Сталина в 1953 году и продлился примерно 10 лет. Культ личности вождя и репрессии 1930-х годов осуждали, освобождались политзаключенные, был ликвидирован ГУЛАГ, тоталитарная власть ослабла, и дышать стало легче. Эти настроения удалось передать и в живописи. «Весна в переулке» Гелия Коржева, казалось бы, простой городской пейзаж, на котором солнце заливает улицу светом. Но он передает то приятное предчувствие и радость «оттепели», которую испытывали люди. Атмосферно и «Ожидание» Юрия Пименова (Натюрморт «Телефон на столе»). Трубка черного дискового телефона снята, сам он лежит у окна, из которого открывается вид на город. Юрий Пименов «Ожидание» (Натюрморт «Телефон на столе») Как росли города и появлялись новые кварталы Картина «Телефон на столе» еще и о другом. Если бы она была написана лет на 10 раньше, то могла бы показаться странной: большинство людей жили в коммунальных квартирах, где этот предмет связи был одним на всех. Никто долго не разговаривал и не отходил от него «на минутку», оставив неположенной трубку. В период «оттепели» стали строиться дома, и многие получили свою жилплощадь, личное пространство. Эти дома изобразил на работе «Утро в городе» Юрий Пименов. Серия, в которую она входит, так и называется – «Новые кварталы». Художник с энтузиазмом воспринял активное расширение городов. Друзья и близкие художника рассказывали, что он любил часами гулять среди строящихся кварталов. Интересно узнать, что сам художник говорил об этой работе: «Тема, которую я называю “Новые кварталы”, для меня была многие годы и остается теперь очень привлекательной. Даже не потому, что это очень архитектурно прекрасно. Для меня новые кварталы — это вовсе не планы или чертежи. Для меня — это просто люди, которые переезжают в новые дома. Это новоселья, свадьбы, какие-то свидания у новых дверей, вообще — прогулки по новым районам. Это новый воздух — воздух новых хороших свежих домов». Юрий Пименов «Утро в городе» , серия «Новые кварталы» В чем прелесть советской деревни Картин с природными красотами на выставке, пожалуй, больше всего. Это и «Закат на веранде» Ирины Шевандроновой, и «Деревня Свистуха» Василия Яковлева, и «Лунная ночь. Сирень» Юрия Кугача, и «Ветка яблони» Александра Грицая. Если здесь и появляются герои, то, в отличие от городских жителей, они чаще заняты не трудом, а отдыхом. «Девочка с цветами» Бориса Иогансона читает книгу, а девочка на картине Сергея и Алексея Ткачевых «Зима в деревне» вышла на прогулку. События ХХ века привели к стремительному исчезновению деревенского быта. Те, художники, которые были родом из деревни, старались сохранить эту уходящую культуру в своих работах, для других же деревня стала своеобразной экзотикой. Вместе с тем художники создали целые дачные колонии в районе Академической дачи под Вышним Волочком и города Тарусы, куда, кстати, можно съездить на экскурсию и посмотреть вдохновлявшие места художников своими глазами в прекрасное летнее время. О романтике в СССР Картина Гелия Коржева «Семья» 1951 года показательна для своего времени. У окна, нежно обнявшись, стоит пара. Слева от них – детская кроватка, рядом с которой на маленьком стульчике сидит кукла. Гели Коржев «Семья» Советские художники культивировали семейные ценности, поэтому и создавали такие идиллические изображения. Лев Шепелев, недолго думая, назвал свою работу 1961 года «Прихорашивается»: его героиня – рабочая – поправляет платок на голове, глядя на себя в стекло здания, видимо, собираясь на свидание после смены. Для той поры неудивительно, что происходит все это на фоне стройки. Лев Шепелев «Прихорашивается» По-своему романтична и картина Петра Вильямса «Весна. Потрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова». Девушка и юноша мило беседуют на балконе: она – мечтательно подперев голову рукой, он – слегка потянувшись к ней вперед. Мы не знаем, связывали ли молодых людей романтические чувства в действительности. Но их судьба очень занимательна: Анна – дочь известного актера Сергея Мартинсона, была художником-декоратором и в том числе работала с Андреем Тарковским, а Алексей – ученик Вильямса, который продолжил его дело, став театральным художником.