Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Как выставка в музее Salvatore Ferragamo рассказывает об американской мечте

Музей Salvatore Ferragamo занимает первый этаж флорентийского палаццо Спини Ферони, принадлежащего семье Феррагамо с 1938 г. Он-то и отдан сейчас под выставку «Италия в Голливуде» – собрание живописных работ, скульптуры, фотографий, документов, видео- и аудиозаписей, рассказывающих о феномене итальянской эмиграции в Америку 1920-х гг. Именно в этом контексте кураторы выставки решили показать период восхождения к всемирной славе и богатству основателя марки .

Как выставка в музее Salvatore Ferragamo рассказывает об американской мечте
Фото: ВедомостиВедомости

Феррагамо родился в июне 1898 г. в городке Бонито под Неаполем в семье бедных фермеров, в которой помимо него было еще 13 детей. «Моя мать рассказывала мне, что всегда знала, где меня искать: на улице напротив лавки нашего соседа сапожника Как завороженный я смотрел на его пальцы, тачавшие обувь, – вспоминал Феррагамо в автобиографии A Shoemaker of Dreams. – «Папа, я хочу быть сапожником», – приставал я к отцу. Но это было невозможно: сапожник в Италии находился в самом низу социальной лестницы, еще ниже, чем фермер».

Видео дня

Отношение старших Феррагамо к мечте сына изменилось, когда маленький Сальваторе за одну ночь изготовил белые туфли на конфирмацию (католический обряд, проводится в подростковом возрасте и символизирует сознательное присоединение к вере) двум сестрам. Обрезки и инструмент ему дал сосед – мальчик уже насмотрелся, как работает сапожник. Родители к тому времени совершенно отчаялись: у них не было денег, чтобы купить дочерям туфли, а одолжить им обувь соседи все отказались.

После этого случая Сальваторе отдали в учение к соседу, а когда ему стало 10 лет, его отец умер и мальчик самостоятельно поехал продолжать обучение в Неаполь. Меньше чем через два года Сальваторе вернулся в Бонито, чтобы открыть первую мастерскую, он даже смог нанять подмастерье, 18-летнего юношу.

А весной 1914 г. Сальваторе Феррагамо сел на пароход и отправился в США, где уже обосновались его старшие братья и сестры. Он приехал в Америку за мечтой, как и миллионы других итальянских эмигрантов.

Феррагамо быстро устроился в одну из крупнейших и лучших обувных компаний на Восточном побережье США, но очень быстро расстался с гарантированным заработком – он хотел делать уникальные вещи, а не стоять на конвейере. Так он оказался сначала в Санта-Барбаре, затем в Голливуде, где завоевал популярность почти моментально. Этому поспособствовало его новое место работы: он стал обувщиком на студии American Film Company (A.F.C.), главными звездами которой были Дуглас Фэрбенкс-старший и . Завоевав их доверие на съемочной площадке, Феррагамо получил постоянных клиентов – а чуть позже открыл первый собственный магазин под названием Hollywood Boot Shop и не испытывал недостатка в клиентуре.

Оформляя нынешнюю флорентийскую выставку, ее кураторы Стефания Риччи и Джулиана Мушио хотели не только показать творения Феррагамо, созданные им во время жизни в Америке, но и поговорить о самом феномене итальянской иммиграции и о влиянии итальянской культуры на Голливуд и на Америку в целом. Поэтому творчеству Феррагамо отдан лишь один из восьми залов выставки, названный, как и его первый магазин, Hollywood Boot Shop. Здесь собраны фотографии знаменитых клиенток мастера, а также обувь, собственноручно созданная для них Феррагамо.

Остальные части выставки представляют собой рассказы о кино, архитектуре, музыке или бытовой жизни в Америке, так или иначе связанные с Италией и итальянцами.

А открывает выставку картина Раффаэлло Гамбоджи конца XIX в.: итальянская семья на причале, ожидающая посадки на один из кораблей, направляющихся в Америку, в поисках лучшей жизни. Затем следуют залы, посвященные итальянскому немому кино и одному из самых успешных фильмов этого жанра – «Кабирия», а также главным итальянским звездам в Голливуде 1920-х гг. Рудольфо Валентино, , Тине Модотти и .

Два зала отданы современным мастерам – фотографу Манфреди Джоаккини и художнику Юрию Анкарани, создавшему специально для выставки видеоинсталляцию.

Такое смешение времен и жанров – не только дань современной музейной моде, уводящей кураторов в сторону все большей зрелищности и интерактивности, но и намеренный шаг авторов выставки. Если окружить посетителя видео, звуками, атрибутикой и сценографией, можно создать у него эффект присутствия на голливудской съемочной площадке, а также показать преемственность поколений и силу той волны итальянской иммиграции, влияние которой ощущается до сих пор.

Цитаты из книги Shoemaker of Dreams. The Autobiography of Salvatore Ferragamo. Sillabe, Salvatore Ferragamo S. p. A. 1985. Перевел