Большая выставка «Архитектура. Обречённые на оптимизм» откроется во Владивостоке

Она расскажет об истории российской архитектуры преимущественно XX века и начала XXI.
Большая выставка «Архитектура. Обречённые на оптимизм» откроется во Владивостоке
Фото: Prim.NewsPrim.News
Восьмого июня во владивостокском центре современного искусства «Заря» откроется организованная совместно с Московским музеем современного искусства выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм». Экспозиция, рассказывающая об истории российской архитектуры преимущественно XX века и начала XXI, продлится до 23 сентября. Вход свободный.
«Тема русской архитектуры поднимается в «Заре» впервые, но мы подошли к этому вопросу с особой тщательностью. Находясь в Приморье, в большом отдалении от исторических культурных и экономических центров, мы, оглядев городской ландшафт, видим себя не в Азии, где находимся географически, а в классическом постсоветском пространстве, где находимся ментально. Через архитектуру городов и стран всегда проступает политический и экономический разговор. Нам интересно говорить об архитектуре как о социальном документе и как о важнейшем искусстве, произведениям которого мы доверили нашу повседневность», — говорит главный куратор центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте.
Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм» представляет своеобразную мастерскую обобщенного героя-архитектора, вечно стремящегося к нахождению баланса между художественным идеалом и прагматикой. Титана, приговоренного профессией к продлению будущего. Такое решение продиктовано честным отношением к невозможности демонстрации самой архитектуры «во плоти», которая занимает свои места в разных поселениях в случае реализованности или же остается эфемерной идеей в голове автора. Потому зрителю предложено знакомиться не с объектами как таковыми, а с образом мышления архитектурой. Для этого знакомства выбраны наиболее известные отечественные творцы и множество форм: живопись, графика, концептуальные макеты и мокапы, текстовые манифесты и инсталляции, рабочие чертежи и т.д.
Сценарий выставки по-своему дидактичен — она последовательно пересказывает историю русской архитектуры XX века и начала XXI. Им, как полным дисбаланса, противопоставляется эталонный случай архитектора-самоучки, аристократа и дипломата, палладианца , жившего в эпоху Просвещения. Старинные гравюры и чертежи позволят не только насладиться идеальной графикой той эпохи, но и увидеть то, насколько равноценным автор считал стройность колонн храма и гармонию проекта теплицы, устройство печи и дома, ею отапливаемого.
Нивелирует дидактику калейдоскоп героев, к чьим работам обращается выставка. Тут — и , и Леонид Павлов, авторский коллектив Московского дворца пионеров и архитектурное бюро «Проект Меганом», , , Ель Лисицкий. Важная особенность экспонатов выставки заключается в том, что каждый служит инструментом осмысления иного произведения, расположенного ли где-то на просторах России, оставшегося ли лишь в воображении создателя, но в какой-то момент выраженного в действительности из настоящих материалов, в конкретных контекстах, до самой последней арматуры. Отдельный тип экспонатов – аналитика работ архитекторов прошлого нашими современниками. Например, инсталляция «Коммунальный авангард» и фото-проект «Северное Чертаново». По-настоящему педагогическим кажется фрагмент стены личного дома Константина Мельникова, возведенный в одном из залов ЦСИ «Заря». Он демонстрирует устройство конструкции, повествует о работе материала и значении проемов, изображая оболочку, демонстрирует суть архитектуры.
Куратор выставки — журналист, архитектурный критик, исследователь, куратор, преподает курс профессиональной коммуникации в Московской архитектурной школе МАРШ. В 2004 году окончила магистратуру МАРХИ. Во время учебы на протяжении четырех лет работала архитектором. С 2003 года начала писать для различных СМИ об архитектуре, дизайне и развитии города. Один из авторов путеводителя «Новая Москва 4», соавтор идеи образовательного проекта «Свобода доступа», участник команды проекта АРХИWOOD, а также Центра авангарда на Шаболовке, разработчик нескольких экскурсионных программ, посвященных архитектуре XX-XXI вв.
Полный список авторов представленных на выставке произведений:
— Евгений Аблин, , Борис Анисимов, Алексей Бавыкин, , , И. Беллавин, Александр Бродский, Евгений Васильев, Андрей Васнецов, , , Андрей Губарев, Д. Деминов, Григорий Дервиз, , Н. Дрейзен, И. Дробышев, Лев Дюбек, , Денис Есаков, , Юрий Ионов, С. Керштейн, А. Кеглер, Сергей Колчин, Николай Красильников, , , , Ирина Лаврова-Дервиз, , Эль Лисицкий, Николай Львов, М. Любофеев, Константин Мельников, Лев Мисожников, Лев Наппельбаум, , , Петр Оранский, Владимир Орельский, Леонид Павлов, Борис Палуй, , Валерий Парамонов, , Игорь Покровский, Николай Полюдов, , Игорь Пчельников, Моисей Рейшер, Иосиф Робачевский, Александр Родченко, Николай Розанов, , , Георгий Стефанов, , Франческо Фаччендо, Михаил Хажакян, Илья Чашник, Ю. Черемесинов, , Абрам Шапиро, , Бела Шефлер, Виктор Эльконин, Н. Юргин, бюро «Проект Меганом», группа «Обледенение архитекторов», бюро «Новое», Nps tchoban voss Берлин + SPEECH Чобан/Кузнецов.