Малевич за $86 млн: из чего складывается цена на шедевры живописи
Настоящее искусство стерпит все. Особенно если оно безумно дорогое. Новый рекорд установила работа художника Казимира Малевича. Его «Супрематическую композицию» анонимный покупатель приобрел на аукционе Christie’s в Нью-Йорке почти за 86 миллионов долларов. И теперь эта картина – самая дорогая работа русских живописцев, проданная на торгах. Интересно, что десять лет назад наследники художника расстались с полотном всего за 60 миллионов. Получается, что время играет на пользу шедеврам! Правда, растут в цене все по-разному. К примеру, «Спаситель мира» Леонардо да Винчи стоит в пять раз больше Малевича. От чего зависят цены на шедевры и почему одни художники дороже других, для рубрики «Культурный счет» выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Бакушина. В то время как состоятельные люди тратят огромные деньги на живопись, другим остается только удивляться: разве одна картина может стоить как целый городской квартал?! Но баснословные цены – удел очень немногих произведений. Настоящие коллекционеры платят не столько за холст и краски, сколько за новаторство и значение работы для истории. Определение стоимости картины – работа коллективная. В ней задействованы и дилеры, и галереи, и, конечно, эксперты. Последние, прежде чем назвать сумму, проведут подробный анализ работы и изучат ее провенанс, то есть историю происхождения. Не было ли в ней черных пятен. «Сейчас была продана одна из работ Малевича в Нью-Йорке за 80 млн долларов, в 2008 году эта работа продалась за 60. Вот всего за 10 лет выросла она в цене на 20 млн. А причины те же: гений, работ крайне мало на рынке, качественных работ, они все наперечет, они все в музеях», – пояснила генеральный директор представительства Sotheby's в России Ирина Степанова. Устанавливают цены и сами коллекционеры на аукционе. Здесь рождается ажиотаж и высокая конкуренция. И бывает так, что картина уходит с молотка за рекордные суммы. К примеру, как «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. В прошлом году на аукционе Christie’s полотно итальянского художника продали за 450 миллионов долларов. В то время как предыдущий владелец, миллиардер Дмитрий Рыболовлев, заплатил за нее всего-то 127 миллионов. Одни специалисты сомневались в авторстве и поговаривали, что работа – подделка. Но на деле чем больше вокруг картины разговоров, в том числе и скандального содержания, тем выше она оценится. Картина маслом Тест: разбираетесь ли вы в живописи? «Художник должен быть сколько-нибудь известен широкой публике, потому что в этом случае гарантированно эти вещи будут стоить каких-то денег. То есть в России это, допустим, Айвазовский, во всем мире это Пикассо. Это те имена, которые знает любой проходящий по улице, не говоря уже про специалистов и про искусствоведов», – указал искусствовед, коллекционер Сергей Подстаницкий. Взять, например, Ван Гога. Голландский художник часто писал подсолнухи. Когда он работал над четырьмя такими натюрмортами, у него гостил Поль Гоген, после громкой ссоры с которым Ван Гог отрезал себе часть уха. Впоследствии эта история наложила большой отпечаток на судьбу подсолнухов – они стали визитной карточкой художника. А самые знаменитые: одни – в Национальной галерее в Лондоне, другие – в музее Ван Гога в Амстердаме стоят сегодня 350 миллионов долларов. А еще коллекционеры готовы платить баснословные суммы за шедевры исключительной редкости. Сегодня рынком правят такие известные имена, как Малевич, Ротко и Пикассо. А вложиться в их неповторимые работы – значит обрести долгосрочный «суперактив». И какие бы катаклизмы ни происходили в мире, такое вложение средств обеспечит будущее, ведь настоящее искусство – бессмертно. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ