Мумия кошки и сабля Наполеона: уникальные экспонаты московских музеев
Московские музеи хранят в своих собраниях настоящие шедевры и уникальные экспонаты, равных которым зачастую нет ни в одном другом музее мира. Но найти их в масштабах целого музея непросто. Как? Рассказываем. Сабля Наполеона в ГИМ. Экспозиция музея Отечественной войны 1812 года. 1 этаж Мало кто знает, но в Москве хранится настоящая сабля, когда-то принадлежавшая Наполеону Бонапарту. Оружие выполнено из дамасской стали, бронзы, украшено перламутром, позолотой и изображением головы Геракла со шкурой Немейского льва, лавровым венком и Всевидящим око. Оружие, достойное императора! Наполеон подарил эту саблю графу П.А.Шувалову, сопровождавшему отрекшегося императора на ссылку на остров Эльба: толпа хотела растерзать бывшего императора, а Шувалов буквально спрятал его. Уже на фрегате "Неукротимый" Бонапарт отблагодарил русского графа за проявленную отвагу, подарив свою легендарную саблю. Клод Моне "Завтрак на траве", 1866 Для того, чтобы показать публике свою роскошную коллекцию импрессионистов, ГМИИ им. А.С. Пушкина потребовалось открыть отдельное здание. Сегодня эта часть музея называется Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Тут можно увидеть и Пикассо, и Моне, и Ренуара, и многих других. Большая часть этой коллекции сформировалась в 1923 году, когда СССР национализировал коллекции русских меценатов Дмитрия и Сергея Щукиных, Ивана Морозова и Генриха Брокара. Собирая свою коллекцию, Сергей Щукин сразу же определил, что главным и самым дорогим художником модного в то время импрессионизма станет Клод Моне. Он приобрел несколько произведений мастера, одно из которых – "Завтрак на траве" (не путать с одноименным произведением Эдуарда Мане!). Пьер-Огюст Ренуар "Портрет Жанны Самари", 1877 Еще одна картина, которую нельзя пропустить, – портрет Жанны Самари из коллекции Ивана Морозова. Сам Ренуар говорил, что модель должна ассоциироваться с каким-то цветом, поэтому и написал Самари розовым. Кстати, как актриса Самари не обладала выдающимся талантом, хотя театры регулярно приглашали ее к участию в постановках. А что касается позирования Ренуару, мать Жанны Самари так переживала, что у ее дочери завяжется с художником роман, что ходила с ней на все сеансы, пока Ренуар работал над портретом. Мумия кошки в Главном здании ГМИИ Известно, что египтяне мумифицировали умерших людей, чтобы они смогли вновь обрести свое тело в загробном мире. Однако иногда они мумифицировали и животных, например кошек. Существовали даже массовые (до 80 тысяч!) сакральные кошачьи захоронения. Кошка в Древнем Египте считалась священным животным богини радости и веселья Бастет. Поэтому мумифицировали их по строгим правилам: извлекали все внутренние органы, а тело бальзамировали специальным раствором, после чего обматывали специальными полосками ткани. Пабло Пикассо "Портрет Амбруаза Воллара", 1910 Для многих революционность кубизма до сих пор остается неясным феноменом. Почему вдруг художники начинают "ломать" изображение? Проблема в том, что в начале XX века фотография стала выполнять те функции, которые раньше выполняла живопись. Никто больше не нуждался в живописных портретах. Художники, конечно, не могли конкурировать с технологическим прогрессом, поэтому они нашли другой путь – искажать реальность. Так и был придуман кубизм. У истоков нового направления стоял Пабло Пикассо, чьи работы также можно найти в ГМИИ. Например, и "Портрет Амбруаза Воллара", хранящийся в ГМИИ. Воллар был известным собирателем живописи и знатоком искусства, он первым среди парижских торговцев картинами обратил внимание на творчество молодого Пикассо, устроил в своей галерее первую выставку его работ 1901 году и познакомил Пикассо с русским коллекционером Щукиным, который и приобрел его работы для своего собрания. "Черный квадрат" Казимира Малевича, 1915 Сложно представить себе более известное произведение Русского авангарда! Увидеть его можно, конечно же, в Третьяковской галерее. Впрочем, хоть это произведение уникально, оно не единственное в своем роде: сейчас известны уже четыре варианта "Черного квадрата". Ни один из них не является подделкой – все это авторские повторения. А еще у Малевича были "Черный круг" и "Черный крест", А еще – красная и белая серии. Поняв силу своего новаторского искусства, Малевич начал экспериментировать с формой, но ни одна из последующих работ не стала настолько знаменитой. В чем же сила и уникальность этой работы? Быть может в том, что она совпала с духом своего времени, отразив всю историю России: совсем скоро должна была случиться революция, которая стерла с лица земли целое государство. Малевич первым разглядел будущее и изобразил неизвестность.