В Хабаровске можно увидеть тонкость и варварство Востока

В Дальневосточном художественном музее в Хабаровске открылась выставка Василия Верещагина «Лики Азии» в честь 175-летия со дня рождения знаменитого русского художника. Это совместный проект нашего музея с Приморской государственной картинной галереей, откуда в Хабаровск доставили восемь полотен, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Больше двух десятилетий главное внимание Василия Верещагина привлекал восток. Такого интереса к Азии не было ни у одного русского художника. Специалисты объясняют это тем, что художник-баталист принимал участие во всех войнах, которые вела Россия в то время. А военные действия разворачивались в основном на востоке. Интересно, что художник писал огромные полотна, которые представлены в лучших музеях страны. В наших же дальневосточных коллекциях - маленькие этюды, они писались художником по горячим впечатлениям, иногда с натуры. Поэтому у него так тщательно прописаны все детали одежды его героев, мельчайшие подробности пейзажей. По воспоминаниям современников, Верещагин был бесстрашным человеком. Туркестан стал первым походом художника. Самарканд только что присоединили к России. Недовольные местные жители поднимают бунт, город оказался в осаде. И тут пригодилось военная выучка Верещагина (он окончил морской кадетский корпус и недолго служил мичманом). За организацию обороны художник получил Георгиевский крест четвертой степени. И это единственная награда, которую он принял. За туркестанский поход художника хотели наградить еще и золотой шпагой, но он отказался, полагая, что в художестве никаких регалий не должно быть. Растущая известность Верещагина заставила Академию художеств, минуя ряд промежуточных ступеней, присудить ему высшее академическое звание профессора. В ответ он заявил, что чины и отличия в искусстве, безусловно, вредны. Своим поступком он хотел подчеркнуть, что художнику необходимо пребывать в независимости от официального учреждения, каким была императорская Академия. Первая выставка Верещагина была в Лондоне, и она произвела фурор. Вторая прошла в Санкт-Петербурге. - На выставку пришел император Александр III, его картины повергли его в ужас, - сказала ИА «Хабаровский край сегодня» заместитель директора по науке Приморской картинной галереи Наталья Левданская. - В частности, полотно, где голову мертвого солдата пожирает тигр (они в те времена еще водились в Средней Азии). «Неужели такое возможно в нашей армии?», - спросил он генерал-губернатора Туркестана Кауфмана. Тот ответил, что это исключительно воображение художника и ничего подобного быть не могло. Тогда Верещагин, возмущенный тем, что Кауфман соврал, вырезал эту картину, и еще две, из рам и сжег. От него потребовали написать их заново и вернуть на выставку. Верещагин отказался. Верещагин погиб на войне, и опять же, на Востоке. Это случилось в 1904 году при подрыве броненосца «Петропавловск» у Порта-Артура на японской мине. - Идея выставки Верещагина не случайна, - говорит Наталья Левданская. - Художник очень актуален сегодня, потому что мир стоит на грани войны. Люди, которые толкают в эту пропасть страны, не понимают, что война - это не победы, марши и парады. Это кровь, предательство, варварство. Все то звериное, что есть в человеке, вдруг прорывается наружу. Выставка Верещагина – четвертый совместный проект Дальневосточного художественного музея и Приморской картинной галереи. До этого музейщики объединяли коллекции, чтобы представить зрителям неизвестный Эрмитаж, творчество Карла Каля и Ивана Айвазовского.

В Хабаровске можно увидеть тонкость и варварство Востока
© Хабаровский край сегодня