Не забывать свои корни. Музыкант-народник о традициях и дружбе с Европой
Калининградец Дмитрий Лебедев мастерит древнерусские музыкальные инструменты и руководит известным в городе ансамблем. Накануне Дня России (12 июня) журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с ним о необычных способах, которыми можно вернуть россиянам интерес к собственной культуре. Выпали из контекста Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Откуда у вас такой интерес к русскому народному? Родители - музыканты или любимая бабушка жила в деревне? Дмитрий Лебедев: - Нет! Я из обычной советской семьи. Вырос в городе Коврове Владимирской области. По маминой линии все - инженеры и учителя, по папиной - заводские рабочие. Но в детстве попал в самодеятельный ансамбль в ДК, познакомился с народной песней, и понравилось настолько, что пошёл учиться в колледж культуры, а потом в институт. А там уже начал эти традиции изучать по-настоящему. Ездили в экспедиции по деревням. Это было непросто. Спрашиваешь, мол, а живёт ли где старенькая бабушка, поёт ли? Говорят: «Так вот, Матрёна поёт». Договоришься с ней. Но она сразу тебе петь не будет. Придёшь в первый день, второй, третий. Она, может, попросит дров наколоть. Наколешь, поговоришь с ней, и тогда споёт... - Многие современные городские жители, когда видят на сцене народные коллективы, не ассоциируют себя с этой музыкой. Говорят: «Нафталин». У них в наушниках звучит другая музыка. - Конечно, имеет значение качество подачи. Надо бороться за него. Чем мы и занимаемся. Поём и в традиционном стиле, и в современном: берём за основу народную песню с её мелодией, текстом. Но добавляем барабанную установку, бас-гитару, саксофон, кусочки джаза, рэпа. И музыка становится понятней людям. - Говорят, что у иностранцев интереса к народной музыке больше, чем у самих россиян. Это правда? - В Калининградскую область приезжает много туристов из Европы. Мы для них готовим специальные концерты подлинно фольклорной аутентичной музыки. Показываем им наши инструменты, водим хороводы, играем с ними в народные игры. Реагируют великолепно. Для них это всё очень интересно, потому что для европейского слушателя народная музыка привычна. Мы часто выезжаем на фестивали в Европу. И это всегда огромный интерес со стороны обычных слушателей. Там наши песни вызывают бурю аплодисментов. После концерта подходили литовцы, поляки, говорили, что любят русские песни, что наши страны должны дружить, мол, культура - вне политики. В Европе традиция народной музыки в повседневной жизни не прерывалась. А у нас, бывших советских людей, всё иначе. Мы ещё в начале прошлого века оказались выдернуты из контекста. Решили же весь старый мир разрушить «до основанья». Именно тогда начали зарождаться народные хоры с академическим подходом к музыке. Фольклор старались облагородить. Для народных хоров писали композиторы. Это уже был не фольклор, но людьми сейчас воспринимается, как народные песни. Например, «Каким ты был», «Виновата ли я», «Ой при лужку при лужке» - всё это песни советских композиторов. - А есть какой-то централизованный электронный архив, где можно послушать старые настоящие народные аудиозаписи? - Свои архивы есть в музыкальных училищах и вузах. Централизованного общедоступного нет. Но много этой музыки выложено в соцсетях. Там можно найти даже дореволюционные записи, сделанные ещё на восковые валики. - Может, ваша музыка должна выходить на улицы? Выделить музыкантам, которых отберёт профессиональное жюри, нормальное место в центре города, и пусть покажут всем качественную музыку. - В Москве сейчас музыканты аккредитацию получают, чтобы выступать в метро. Наши друзья вот недавно получили. Если бы в нашем городе выделили площадку для выступлений, где-нибудь на ул. Баранова, почему бы нет? Если организовать всё правильно, это было бы интересно и горожанам, и туристам, и исполнителям. «Отравленные» люди - Почему вы начали сами мастерить народные инструменты? Сложно купить? - Мне был интересен сам процесс. Но и мастеров, которые делают, например гусли, мало, берут за это дорого. А теперь мне самому заказывают инструменты, в основном музыканты из большой России. Но делаем не только это. Я сейчас реконструирую настоящий большой ткацкий станок. У супруги - увлечение: традиционная народная одежда. Покупаем вещи, которые хранились у бабушек в сундуках сотни лет. Очень дорого. Тратим денежки из семейного бюджета. Но я по этому поводу не грущу. Это всё старинное, соткано и сшито руками. Посмотрите, какие яркие краски, как сохранились. Красители натуральные. А вот «кохта» (телогреечка) из южной губернии. Если сошьёте такую из современной ткани, будет очень-очень модно. А модели 200 лет. Можно каждый шов рассмотреть и потрогать руками. У нас много серьёзных книг о традиционной одежде. Ездили в русский этнографический музей в Санкт-Петербурге. Изучаем. Жена руководит в ДК «Чкаловский» кружком, где шьют традиционную народную одежду, плетут пояса, кушаки. Делают украшения. Молодёжи это интересно. Светлана и в жизни носит одежду, сшитую по традиционным канонам. Тут же каждая деталь выверена, продумана до мелочей, поэтому удобно... Со всем народным творчеством так: пока сам не попробуешь, не поймёшь. Когда поёшь в ансамбле, ощущение не передать. Вы от этого уже не сможете отказаться. Поэтому студенты, которые окончили колледж культуры, но пошли по ряду причин по другой профессии, всё равно собираются и поют. Это уже «отравленные» в хорошем смысле слова люди. Традиции продолжают жить в нас какой-то таинственной жизнью. Но, к сожалению, это не массовая, не коммерческая вещь. - Нужно искать доступные и понятные способы передачи культуры. У некоторых, например, путь к сердцу лежит через желудок... - Поэтому в России, особенно в городах Золотого кольца, обязательно есть рестораны традиционной русской кухни. А в Калининграде - украинский ресторан, французский, сирийский, какие хотите. А русского, насколько я знаю, нет. Можно было бы создать и оформить его красиво в народном стиле, устраивать там концерты народной музыки. Нашёлся бы предприниматель, который сделал бы такой комплекс - было бы замечательно. А мы своими идеями и творчеством его поддержали бы. В русской кухне есть такие интересные блюда, о которых мало кто из самих россиян знает.