«На сцене нужно быть поэтом!». Вадим Репин о музыкальной культуре

«В Новосибирске у меня очень много близких друзей – ещё со школьных времён. Встречи с ними – зарядка положительными эмоциями. Рад, что удаётся приглашать в Сибирь прекрасных музыкантов, звёзд первой величины. Но здесь знают и слышали далеко не всех лучших музыкантов современности. В Токио, Париже, Москве звёзды гастролируют гораздо чаще. Поэтому очень хочется превратить столицу Сибири в Париж!» – говорит победитель международных конкурсов Вадим Репин. Прикованные цепью на галерах Юрий Татаренко, корреспондент «Аиф-Новосибирск»: Классическая музыка не проста для восприятия. А в чём её притягательность? Вадим Репин: Во время концерта в зале воцаряется колоссальная энергия. Артисты вкладывают в музыку всю душу. Порой происходит непредвиденное: рвётся струна, смычок падает на пол. Это тоже часть этого бурления. Публике и музыкантам нравится ощущать себя в неразрывной связке. Для хорошего выступления должны совпасть все звёзды. Всё имеет значение: какая публика пришла, в какой я форме, что за настроение у партнёра, какое произведение исполняем... Иногда для того чтобы концерт удался, приходится прикладывать огромные усилия. Но, бывает, чудо случается само по себе – когда все воодушевлены и после поклонов на седьмом небе от счастья. Юрий Татаренко, корреспондент «Аиф-Новосибирск»: Попробуем поверить алгеброй гармонию. Вопрос о пропорции формы и содержания. Мне кажется, что большой музыкант – это 100% техники и ещё 200% – его душа. Согласны? – 300% – это, пожалуй, для любого многовато (улыбается). Но, безусловно, музыкант должен быть технически оснащён, ему необходимо уметь работать с партитурой. Невероятное везение – встретить тех, кто сильно воздействует на тебя, формирует музыкальный вкус... Творческий процесс бесконечен: пробуешь что-то новое, ошибаешься, исправляешься. У меня было очень много случаев, когда кардинально менялись видение, трактовка того или иного произведения. – А ещё музыкант – это галеры, где железные цепи – воля, дисциплина, характер. Интересно, есть ли недостатки у Вадима Репина? – Дело в том, что любая черта характера может считаться как достоинством, так и недостатком. Не люблю себя ни хвалить, ни критиковать. Но назвать себя волевым и терпеливым – безусловно, могу. Вообще, музыканту следует придерживаться спортивного стиля жизни. Иначе – прощай, карьера... – В России нередко талант и слава – две вещи несовместные. Это закон жизни? – Начнём с того, что жизнь по своей сути несправедлива. Это сложный и глубокий вопрос – о справедливости. Я верю в высшую справедливость. Но то, что порой происходит у нас на глазах, справедливостью не назовёшь... В мире музыки много различных примеров несоответствия славы и таланта. На всё есть свои причины – от тупого невезения до проблем со здоровьем. Бывает, что человек, как говорится, неадекватен, а талант – бешеный. И где тут искать справедливости? Психически неуравновешенный музыкант никогда не сделает карьеры. Ну а если она ему и не нужна? Несколько человек считают его богом – и ему этого достаточно... Страдивари 2.0 – Какая из наград и побед вам наиболее ценна? – В 11 лет на конкурсе Венявского в Люблине я нахватал все премии. Когда ты ребёнок, выигрывать – азартно. Труднее всего – физически и психологически – досталась победа в Брюсселе в 1989 году на конкурсе имени королевы Елизаветы. Во времена СССР это был единственный шанс войти в музыкальную элиту. Но этого же хотел каждый более чем из сотни конкурсантов. Нервозности добавляло и то, что я представлял великую державу – попробуй не выиграй! Конкурс в Бельгии проходит месяц. Это очень долго. Было сложно. К примеру, конкурсантам предстояло выучить новое произведение за 6 дней. Кроме того, необходимо иметь огромный репертуар – то, что предстояло исполнить, объявляли за 10 минут до выхода на сцену. Мне помог выиграть сибирский характер. Хотя с одним характером в музыке мало чего добьёшься – на сцене нужно быть поэтом. – На дворе век компьютерных технологий – но «Скрипки Страдивари 2.0» ещё не создано. Это хорошо или плохо? – С одной стороны, это плохо. Потому что купить хороший аутентичный инструмент может позволить себе далеко не каждый: цены на скрипки Страдивари зашкаливают за 15 миллионов евро. В то же время игра на старинном инструменте вызывает особый трепет, и какие-то нюансы невозможно повторить даже при помощи нанотехнологий. – Как достижения научно-технического прогресса отражаются на музыкальной сфере? – Многие коллеги успешно экспериментируют в области цифровой музыки. А я человек консервативный. Брамс написал свою музыку без использования каких-либо высоких технологий. И у него хорошо получилось. – Что помогает вам развиваться как музыканту и личности – и что мешает? – Конечно же, меня заряжают и музыка, и коллеги. А мешает только одно – отсутствие свободного времени. Стал замечать, как быстро летит жизнь... Хотя надо согласиться с мудрецами: человек – хозяин своего времени. Ты также должен сам определять и вектор своего развития. И если считаешь нужным развиваться, ты развиваешься. Хочешь сменить профессию – вперёд. Главное – не останавливаться. И всё получится. – В музыкальном мире больше дружбы или конкуренции? – Затрудняюсь ответить. Мне кажется, дружбы и коллегиальности больше. Безусловно, конкуренция тоже есть. И это нормально, без неё нет роста. Зависти и ревности среди музыкантов мало – в силу того, что мы не так часто видимся. Каждый ведёт свой сезон и старается делать это максимально хорошо. И вопрос конкуренции меня никогда особо не заботил. Когда ты поглощён работой, нет времени задуматься, у кого дела идут лучше. Вообще-то, музыка – искусство диалога. Диалог для меня – нормальная форма существования как для артиста, так и для человека. Искусству диалога человек учится всю жизнь. Юрий Татаренко

«На сцене нужно быть поэтом!». Вадим Репин о музыкальной культуре
© АиФ-Новосибирск