Коллекция тольяттинского Музея актуального реализма впервые представлена в Самаре
Музей, до недавнего времени носившего название "Волжская картинная галерея", был учрежден семь лет назад Виталием Вавилиным. Выставка "100 свидетельств эпохи" — это первая презентация музея в Самаре. Сейчас музейные фонды включают в себя более 2 тыс. единиц хранения. Живопись, графика, скульптура. Эти произведения приобретались у самих российских художников, у их потомков, на отечественных и зарубежных аукционах. Представленная экспозиция из 100 работ (живопись, акварель, графика) отражает главную миссию музея — приобрести и показать публике реалистические произведения искусства — прежде всего, советского и постсоветского периодов. "Мы стараемся собрать лучшие произведения российских художников-реалистов, уделяя особое внимание второй половине двадцатого века, — сказала на открытии выставки директор музея Ирина Яновская. — Некоторые из этих работ, как нам представляется, до сих пор были недооцененными". Главные события, которые происходили в России, так или иначе, отразились в картинах художников. Экспозиция в Выставочном зале Самарского отделения Союза художников РФ построена по хронологическому принципу. Открывается она произведениями Филиппа Малявина, Сергея Южанина и Константина Горбатова, творивших еще в начале ХХ века. Далее — живопись мастеров середины века. Таких, как Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Александр Герасимов, Алексей Грицай и другие. Затем — работы художников "сурового стиля" и периода "оттепели" Петра Оссовского, Виктора Иванова, Сергея Тутунова, Ирины Шевандроновой, Владимира Стожарова, Николая Коржева. Далее — произведения мастеров, пик творчества которых пришелся на 80-е — 90-е годы прошлого века. Таких, как Андрей Захаров, Станислав Никиреев, Борис Коржевский. И, наконец, работы авторов, плодотворно работающих и сегодня. Это Василий Шульженко, Сергей Алимов, Гурам Доленджашвили, Лариса Наумова, Наталья Нестерова и другие. "Все эти художники во многом определяли искусство советского и постсоветского периодов. На произведениях, которые мы видим в экспозиции, учились художники, — сказал на открытии выставки самарский художник Сергей Гриднев. — Это золотой фонд нашего искусства". Как можно убедиться, знакомясь с экспозицией, реализм в отечественном искусстве прошлого века не был однородным явлением, он включал в себя различные стили и школы. Так, три картины Шульженко, представленные на выставке ("Пробуждение", "Старый дом" и "Катание на кентавре") созданы в стиле гротескного реализма. У Гелия Коржова гротеск переходит в фантастику (на картине "Опять двойка" мы видим странных существ, напоминающих босховских персонажей). У Андрея Васнецова, соединявшего локальные цвета со светотенью, мы видим элементы конструктивизма. Картину Кима Бритова "С базара" отличает декоративная яркость цвета и объемный мазок. В картинах Натальи Нестеровой ("Горы", "Карточный домик") за элементами примитивизма ощущается многозначность образов экспрессия и парадоксальность. По построению композиции наполненности философскими смыслами особенно выразительными показались работы Петра Оссовского. Так, его картина "Дорога к храму" построена так, что зритель словно бы погружается в огромное небесное пространство, а сам храм приютился с боку холста. Примечательно, что нескольких из представленных авторов тесно связаны с нашим краем. Так, Сергей Южанин жил и преподавал в Самаре в начале прошлого века. А Константин Горбатов и Филипп Малявин родились в Самарской губернии. С выставкой "100 свидетельств эпохи" можно познакомиться до 7 июля.