Ещё

Методы исключения 

Фото: Псковская губерния
На вопрос о том, как связан Рижский русский театр имени Михаила Чехова с системой , многолетний директор театра, а теперь продюсер и член правления общества гарантов Рижского русского театра им. Михаила Чехова Эдуард Цеховал ответил: «Никак не связано. Репертуар — дело такое, оно не под название театра делается, а под зрителя. Мы не работаем по системе Михаила Чехова». Но тут же новый директор театра и актриса Дана Бйорк (Чернецова) уточнила: недавно на театр имени Михаила Чехова обратили внимание в Мадриде. Там племянника и автора книги «О технике актёра» ценят. Возможны гастроли. После чего на пресс-конференции состоялся шуточный диалог рижан — куда лучше ехать с гастролями? В Мадрид? На Камчатку? На Сахалин? Но пока что они находились в Пскове: выехал на Рижский проспект, и через несколько часов ты уже в Риге. «Выжили отсюда, а теперь мы гордимся…»Рижский русский театр, благодаря федеральной программе «Большие гастроли» приезжавший в конце мая 2018 года в Великие Луки и Псков, — старейший в мире русский драматический театр за пределами России. Открылся в 1883 году. Был известен как Театр русской драмы (до 2006 года). Ещё до того, как основать в США актёрскую школу, эмигрировавший из СССР Михаил Чехов открыл актёрскую школу в независимой Латвии. Как написал журналист Александр Малнач, «в феврале 1932 года Михаила Чехова зазвали в Ригу, в августе 1934-го выжили отсюда, а теперь мы гордимся, что один из величайших актёров всех времён и народов два с половиной года жил и работал в Латвии». Гордость выражается не только в присвоении имени Чехова русскому театру в Риге. В репертуаре появился спектакль «Ключи от магии», поставленный к 100-летию Латвийского государства. Министерство культуры Латвии на написание пьесы о Михаиле Чехове выделило 10 тысяч евро. Её за месяц в Доме писателей в Вентспилсе сочинил . На саму постановку выделили ещё 30 тысяч евро. Спектакль поставила  — помощник художественного руководителя МХТ им. Антона Чехова. Так что если рижский театр и отправится в Мадрид, то с этим спектаклем. А в Пскове рижане показали «Альбом. Семь способов соблазнения» по рассказам и «Метод Грёнхольма» по пьесе Жорди Гальсерана. Рижский русский театр попал в программу «Больших гастролей» впервые. За несколько лет действия этой программы гастрольная жизнь в России и соседних странах бывшего СССР оживилась. В 2014 году на гастроли отправились 20 театров, а в 2018 году съездили или ещё поедут 234 театра. Оказывается, в Узбекистан русские театры не приезжали с гастролями 50 лет, а на Чукотке профессиональные театры не гастролировали никогда (впервые это произошло в прошлом году). Сцена из спектакля «Альбом. Семь способов соблазнения». Рижский русский театр. Фото: Андрей Кокшаров. Настало время приехать в Россию и Рижскому русскому театру. Одна фура с реквизитом отправилась в Москву, вторая в Смоленск, а третья в Великие Луки и Псков. Выбор репертуара во многом зависел от размера сцены. В Смоленске она большая — в отличие от Великих Лук и Пскова. Так что для показа в Псковской области выбрали спектакли, где не требуется больших декораций. По двум спектаклям трудно составить представление о нынешнем состоянии Рижского русского театра. Ясно одно: к нам они привезли так называемые «зрительские спектакли». После «Альбома» зрители обсуждали, где им было смешно, а после «Метода Грёнхольма» — на какой минуте они догадались, в чём же разгадка. Похоже, публика осталась довольна. Впрочем, некоторые зрители поспешили в антракте спектакля «Альбом» побыстрее из театра убежать. Один из них покинул театр со словами: «Такое ощущение, что это поставил Кладько!» Нет, режиссёр был другой — , главный режиссёр Омского государственного академического театра драмы. Но действительно, впечатление «Альбом» оставил противоречивое. Одни зрители недоумевали: «Что это было?» Другие беззаботно веселились. «Надо ловить момент»Аверченко к Риге тоже имел некоторое отношение. Россию насовсем он покинул намного раньше Михаила Чехова. В начале 20-х годов прошлого века рижским театром руководил бывший артист МХТ Михаил Муратов. Фактически он его воссоздал на свои деньги, прибыв в Ригу вместе с женой Еленой Маршевой (бывшей актрисой кабаре московского кабаре «Летучая мышь»). По сути, это была частная антреприза. Зал арендовали в здании Рижского Латышского общества. В частности, Маршева играла в Риге в комедии Аверченко «Игра со смертью». Дом писателей. Вентспилс, Латвия. Фото: Алексей Семёнов. Аркадий Аверченко ненадолго приехал в Ригу в январе 1923 года. В то время он много гастролировал, в том числе по странам Балтии — в Ковно, Ревеле, Нарве. Вышел он и на рижскую сцену. Для нынешней постановки была выбрана не одна пьеса, а несколько юмористических рассказов и одноактных пьес: «Сердечные дела Филимона Бузыкина», «Сазонов», «Искусство любить», «Власть Рока»… Правда, спектакль с тем же названием того же режиссёра был поставлен в 2009 году в Самарском театре юного зрителя. В Омске Георгий Цхвирава поставил спектакль «Чёртова дюжина. Семь способов соблазнения» по тому же Аверченко. А вот в Воронежском камерном театре Цхвирава сделал спектакль «Шесть способов соблазнения». Всего лишь шесть. Так что его не спутаешь со спектаклем тюменского Молодёжного театра «Ангажемент». Там спектакль называется «Вино любви. Семь способов соблазнения» — тоже по произведениям Аркадия Аверченко. Сцена из спектакля «Метод Грёнхольма». Рижский русский театр. Фото: Андрей КокшаровНет, не случайно тот убегавший в антракте зритель, не имевший никакого понятия о спектаклях-дубликатах, упомянул бывшего худрука псковского драмтеатра : тот тоже любил ставить один спектакль в разных городах. Непонятно, зачем везти на первые после долгого перерыва гастроли в Россию типичный антрепризный спектакль, многократно поставленный в России одним и тем же российским режиссёром? Разве что потому, что был большой соблазн. В одном из рассказов и в сборнике одноактных пьес «Чёртова дюжина» у Аверченко появляется некто Бузыкин (потом эта фамилия в