Игорь Золотовицкий: «Нашей театральной традиции завидует весь мир»
Ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист России, директор Центрального Дома актера Игорь Золотовицкий провел мастер-класс с молодыми актерами - слушателям Международной Летней Школы СТД под руководством Александра Калягина. Вместе с ними училась театральному мастерству и корреспондент «ВМ». Режиссер начал мастер-класс с рассказа о том, как много в его жизни значил художественный руководитель мастерской, которую он окончили вместе, Виктор Монюков. - Виктор Карлович был консерватором в театре, не отступающим от идей Станиславского и Немировича-Данченко, - сказал Золотовицкий. - Кстати, мало кто знает, что в истории Московского Художественного театра был момент, когда его руководителем мог стать не Олег Николаевич Ефремов, а Виктор Карлович Монюков. Они были людьми разных взглядов, и между ними было некое профессиональное соперничество. Но сейчас, имея за плечами 25 лет педагогической деятельности, понимаю, что мой учитель был прав, и сам стараюсь учить по его методике. Стараюсь обучить своих студентов так, чтобы они могли работать с разными режиссерами, во всех жанрах, а для этого, прежде всего, необходимо досконально знать систему Станиславского, традиции, школу. Среди учеников Игоря Золотовицкого – звезды театра и кино: Максим Матвеев, Антон Шагин, Екатерина Вилкова и многие другие. В настоящее время Игорь Золотовицкий и Сергей Земцов набирают очередной курс в Школу-студию МХАТ. А что касается мастер-класса, то на нем Золотовицкий также говорил о том, что «для актера очень важна индивидуальная интонация»: - Актерская профессия – профессия интонаций. Одним из моих учителем был Евгений Александрович Евстигнеев – и он был «мастер интонаций». Евстигнеев передал нам многие секреты мастерства. У Вячеслава Невинного, с которым я имел счастье играть на сцене Московского Художественного театра, была своя интонация. Еще у актера всегда должна быть «природа конфликта». У великих актеров, как у Евстигнеева, Невинного, Мягкова, «природа конфликта» - в крови, - объяснил Золотовицкий. Игорь Яковлевич на своем личном примере пожелал молодым артистам, приехавшим учиться в Школу СТД у лучших мастеров театра, «создавать свою компанию и держаться вместе»: - Театр – командное дело. Если бы я и мои однокурсники после окончания Школы-студии МХАТ, когда нас взяли в театр, не обещая ничего, - в отличие от выпускников Олега Ефремова, которым сразу давали роли, потому что он возглавлял МХАТ, - то сегодня многие из нас оказались бы в вытрезвителе. Спасло нас то, что мы стали вместе что-то придумывать. В результате появился театр «Человек», спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской «Чинзано», с которым мы объездили весь мир, и много другое, - говорит Игорь Яковлевич. Со свойственным ему юмором Золотовицкий рассказывал забавные истории из международной гастрольной деятельности, и на основании своего опыта делал выводы: - Наш театр – лучший в мире, и нам всем завидуют. Нигде в мире – только в России государство занимается поиском и обучением талантливых людей. Не верят, что в Школе-студии МХАТ бесплатное обучение актеров, сценографов. Удивляются. И здесь, в Международной Летней Школе СТД, - бесплатное обучение и проживание. Министерство культуры России финансирует этот замечательный проект повышения квалификации, мастерства актеров из российской провинции и других стран мира. Да, мы делимся своими знаниям со всем миром! - заявил Золотовицкий. Игорь Яковлевич предельно честно ответил на вопрос, который слушатели Летней Международной школы задают всем мастерам: «За что вам бывает стыдно?»: - Стыдно за то, что я боюсь за свою семью, за своих учеников, за Школу-студию. Иногда боюсь говорить правду представителям власти, и за это особенно стыдно. Еще он рассказал молодым артистам интересные истории из жизни легендарных мастеров Московского Художественного театра – Киры Головко, Софьи Пилявской, Александра Калягина. Между прочим, по мнению Золотовицкого, «сегодня нет принципиального различия между мхатовской и вахтанговской школами»: - Сегодня есть хорошие и плохие спектакли, и все. Зрителю неважно – по Станиславскому, или Вахтангову работает артист. Если у Вахтангова актер должен постоянно повторять идеальный вариант роли, то у Станиславского не повторять, а каждый раз заново создавать необходимую эмоцию. Но зрителю важен результат, и только, - поделился своим мнением с слушателями Золотовицкий.