Арт-овраг 2018
Флотилия снова с нами
Так полюбившиеся горожанам и гостям города плоты на Верхневыксунском пруде, снова оказались в центре внимания. В 2017 году они открывали фестиваль и сильно полюбились выксунцам. Организаторы фестиваля ничего не придумали лучше, чем подарить эти арт-объекты городу. Как в прошлом году, так и в этом, очередь на "аттракцион"не заканчивалась до самого вечера. Одно дело лодка, или катамаран, другое дело стать пассажиром "Луны" (автор Леонид Тишков), прокатиться на большой "Прищепке"(автор Екатерина Кулева), и прочувствовать на себе "Парадокс"(авторы бюро "Wowhaus").
Расширяем территорию
В этом году организаторы "Арт-оврага"удивили своими масштабами. Из фестиваля на центральной площади проект расширился и захватил весь город. Более 10 точек с выставками, новыми объектами, театральными программами работали на территории Выксы. Фото: пресс-служба фестиваля "Арт-овраг-2018"
На центральной площади металлургов поставили 100 метровый стол. Проект "заСТОЛье", объединивший горожан и туристов, принадлежит дуэту французских художников: Лоренс Фальзон и Бертран Госселин. В течении 3х дней люди обменивались культурным опытом, пробовали выксунскую окрошку с килькой и участвовали в сеансах одновременной игры в шашки или шахматы. На главной сцене дети строили башни из сена, а в соседнем парке работала спортивная площадка с уличными видами спорта. Каждый год фестиваль несет в себе образовательную функцию. На площади были открыты шатры, где каждый желающий мог посетить лекцию, поучаствовать в мастер-классах, сходить на историческую экскурсию по городу с посещением граффити-объектов.
Около к/т "Родина" устроили кинотеатр под открытым небом и показывали короткометражные фильмы с фестиваля "Shnit Worldwide". Напротив, в лесополосе "Посадка" уличный художник из Екатеринбурга Тимофей Радя создал инсталляцию "Все это не сон". Особенно в ночное время, эта светящаяся неоном надпись, напоминает титры фильма в кинотеатре. Фото: пресс-служба фестиваля "Арт-овраг-2018"
Все дни на "Арт-овраге" сопровождались представлением группы артистов "Spam – theatre", а их театрализованный автобус то и дело появлялся в самых интересных точках города.
Пойдём со мной на выставку
В этом году работали сразу две экспозиции. Первая и основная выставка "Повседневные трансформации "развернулась" в залах музея "ВМЗ"на площади Металлургов. Созданные специально для фестиваля мультимедийные произведения не отличались большим количеством, скорее хорошим качеством и глубоким смыслом. Художники Дмитрий Морозов, Елена Никоноле и Дмитрий Морозов осмысляют наследие города Выкса через призму современных технологий. Они затронули темы промышленных династий, заводов и наследия Шухова. Самая интересная работа у Дмитрий Морозова. Называется "Tracer"и представляет собой не только видеоинсталляцию, но прибор по считыванию GPS-координат. Эта роботизированная машина на основе собранных данных рисует на большом листе некий рисунок. Так при помощи новых технологий, просто гуляя по городу в кармане с трекером, жители Выксы сами могут создавать картографическое произведение. Фото: пресс-служба фестиваля "Арт-овраг-2018"
Вторая выставка открылась в Арт-резиденции. Персональная экспозиция Устины Яковлевой приурочена к ее пребыванию в Арт-резиденции и является итогом работы. Поскольку, ее пребывание в Выксе пришлось на межсезонье, то и работы были посвящены природе города. Вышивка меланжевыми нитями, перфорация и рисунки составили ее artist book. Фото: пресс-служба фестиваля "Арт-овраг-2018"
Полезное искусство
Детский сквер стал первым российским проектом, созданный по эскизам детей. Результат совместной работы конструкторского бюро "Дружба", художника Романа Ермакова и жителей Выксы, стал новым объединяющим кластером в городе. Заключительные работы в сквере проведут после фестиваля, но уже сейчас на территории площадки можно организовывать спортивные испытания, концерты и конкурсы на небольшой сцене, а так же просто отдыхать на креативных лавочках. Фото: пресс-служба фестиваля "Арт-овраг-2018"
Работа над этим глобальным проектам шла очень долго. В России практика "соучастного проектирования" развита слабо, когда за границей опыт реализации таких проектов очень велик. Поэтому, при помощи администрации, команды урбанистов и активистов города была создана экспертная группа по решению проблем, стоящих на пути к реализации Первого детского сквера.
Результат сотрудничества поразил не только авторов этого проекта и выксунцев, а так же многих туристов. Согласитесь, не каждый двор в больших городах обустроен в соответствии с желаниями его обитателей, и хочется верить, что такой опыт даст толчок к развитию городской среды в мегаполисах и других небольших селениях.
Голосящие краны и лес изложниц
Не смотря на все обилие программы, самым ярким впечатлением от фестиваля остался перформанс "Страсти по Мартену". 23 марта 2018 года на заводе "ОМК" была остановлена последняя мартеновская печь в Европе. Для производства это ключевое событие. Смена эпох, замена старого оборудования на более высокотехнологичное, переход на "новые"рельсы развития. Театральное действо поставлено лауреатом "Золотой маски" режиссером и хореографом Анной Абалихиной. Декорациями стал настоящий мартеновский цех. Зрителей привезли на специальном автобусе, провели по таинственным коридорам и вручили строительную каску. Все действие происходило в полной тишине от человеческих голосов, зато звучали машины и металлы. Фото: ria.ru
Музыкальная основа перформанса – документальные записи звуков из мартеновского цеха, текст вокалистов – описание процесса производства стали, а хореография показывает работу сталеваров и борьбу с огнем.
Балет кранов в середине действия одновременно ужасен и прекрасен. Не стоит забывать, что зрители находились в настоящем цехе с работающими машинными механизмами. Когда краны начали перевозить формы, быстро и с оглушающим звуком проноситься над головами, хотелось сбежать на безопасное расстояние. Но их виртуозное маневрирование цепляло внимание и ни на секунду не отпускало.
Лес из изложниц напоминал какой-то заброшенный объект, с еле слышными голосами прошлого. Это были записи интервью с работниками цеха. Конец прекрасной мартеновской эпохи наступил вместе с отправляющимся составом. Только вместо стали были зеленые саженцы, как символ нового времени.
В перформансе участвовали московские музыканты, танцовщики, и около 50 действующих сталеваров завода. К сожалению, эта уникальная по своим масштабам постановка работала только три дня фестиваля "Арт-овраг". Теперь музыка мартеновского цеха доступна только на видеозаписях.
Тема фестиваля 2018 года "Полезное искусство" вполне оправдана. Оно полезно в обе стороны: жителю и туристу, актеру и зрителю, художнику и музе-городу Выкса. Пусть этот фестиваль приняли не сразу, не все современное искусство прижилось и нашло отклик среди горожан. Но за 8 лет существования проекта "Арт-овраг"достигнуто множество целей, одна из которых самая ценная и самая важная: вовлеченность жителей в жизнь и судьбу города. Туристы приедут и уедут. Как дальше жить в Выксе, как обустроить городскую среду, чтобы она была интересна для любого возраста и как построить комфортный город, в котором хотелось бы жить, - вопросы, на которые каждый год посредством искусства пытаются ответить организаторы фестиваля "Арт-овраг", и у них это получается!