В какой музей пойти в бесплатное воскресенье

Как известно, каждое третье воскресенье 40 столичных музеев не берут с посетителей деньги за вход и выдают в кассах бесплатные билеты. Полный список музеев, поддержавших акцию в этом году, можно найти здесь. В материале mos.ru — экспозиции, которые нельзя пропустить.

В какой музей пойти в бесплатное воскресенье
© Mos.ru

дDance Сергея Сапожникова

Место: Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, дом 10/4)

Время работы: 12:00–21:00 (кассы закрываются в 20:30)

Молодой художник Сергей Сапожников, начинавший с экспериментов с баллончиком краски на улицах родного Ростова-на-Дону, сегодня выставляется в музеях и галереях современного искусства России и Европы. Его работы хранятся в частных собраниях известных коллекционеров (среди владельцев работ Сапожникова, кстати, известный нидерландский кинорежиссер Йос Стеллинг). В музейные пространства Сапожников привносит свободный дух улицы — работает с субкультурными кодами, монтирует граффити с лесными ландшафтами и возводит масштабные почти театральные декорации.

Dance — это результаты трехлетней совместной работы Сапожникова с художником Александром Кисловым, в прошлом известного танцора брейка. В экспозицию вошли фотографии, видео и инсталляции, объединенные историей любви, рассказанной через танец.

Посетители музея современного искусства могут попасть на авторскую экскурсию по выставке и танцевальные перфомансы Кислова, которые проходят на ее пространстве. 17 июня экскурсия стартует в 15:00. Участие бесплатное, нужно только зарегистрироваться.

«Петрушествие»

Место: Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, дом 10/4)

Время работы: 12:00–21:00 (кассы закрываются в 20:30)

Не спешите уходить из Музея современного искусства на Гоголевском после посещения Dance — здесь еще есть на что посмотреть. В конце мая в музее открылась выставка «Петрушествие», приуроченная к 80-летию писательницы, драматурга и певицы Людмилы Петрушевской, автора «Поросенка Петра», сценария к мультфильму «Сказка сказок» Юрия Норштейна и огромного количества грустных, тонких и ироничных пьес.

Куратор выставки литературный критик Анна Наринская и автор экспозиции дизайнер Катя Бочавар отправляют зрителей, как на машине времени, в 1970-е — время, когда имя Петрушевской зазвучало в разговорах театральных режиссеров, а спектакли по ее пьесам начали появляться в афишах ведущих московских театров. А еще — в гости к самой Людмиле Стефановне: в пространстве выставки воссоздана атмосфера квартиры Петрушевской. Ее личные вещи соседствуют с картинами современников, навеянными рассказами и пьесами писательницы. Среди них — работы Михаила Рогинского, Виктора Пивоварова, Хаима Сокола и других художников.

«Мелочь, а приятно»

Место: Музей русского лубка и наивного искусства (Союзный проспект, дом 15а)

Время работы: 10:00–18:00

Один из самых трогательных и добрых музеев столицы приглашает на выставку «Мелочь, а приятно», для которой из его коллекции были отобраны самые миниатюрные экспонаты. В экспозицию вошло более четырех десятков картин маленького формата Таисии Швецовой, Алексея Кондратенко, Григория Кусочкина, Ядвиги Наливайкене, Анаит Кикинян, Анастасии Рак, Александра Фрейдина, Ларисы Косяковой и других наивных живописцев.

Художник-наив — это самоучка, который творит в согласии не с общепринятыми правилами и устоями, а со своими видением и возможностями. В качестве холстов наивы часто используют доски, картонки, коробки и другие «непрофессиональные» материалы, а пишут и кистями, и мастихинами, и пальцами — как придется. Один из самых известных наивов — грузинский художник Нико Пиросмани, который использовал для многих своих картин клеенчатые скатерти, снятые со столов в питейных заведениях, где был частым гостем, и утверждал, что его кисть пишет сама.

«…И конечно, футбол»

Место: Музей Москвы (Зубовский бульвар, 2)

Время работы: 10:00–20:00

В Музее Москвы в эти дни проходит смена экспозиции, но кое-что интересное увидеть все же удастся. Обязательно сходите на выставку работ современных живописцев петербургской школы, объединенных темой спорта (и конечно, футбола). Художники Кирилл Кипятков, Андрей Крисанов и Денис Егельский представляют направления живописи как Новой академии и объединения «Новые художники», основанных Тимуром Новиковым в 1980-е годы, так и новой формации.

Также можно будет посетить зал с постоянной экспозицией «История Москвы для детей и взрослых», которая знакомит с историей Москвы со времен первых поселенцев до эпохи Петра I. Более двух тысяч предметов из богатой коллекции музея — от древнейших орудий труда до средневековых кольчуг, мечей и шлемов, а также макеты Кремля, показывающие, как он менялся с XII по XV век, и живописные полотна знатока московской истории археолога и художника Аполлинария Васнецова.

«Маяковский. Универсальный ответ записочникам»

Место: галерея «На Шаболовке» (Серпуховский Вал, дом 24, корпус 2)

Время работы: 11:00–20:00

В галерее «На Шаболовке» с конца апреля идет документальная выставка, посвященная общению Владимира Маяковского с поклонниками и теми, кто его нещадно критиковал, — посетителями его публичных выступлений, читателями его стихов и авторами огромного числа записок с вопросами, просьбами, насмешками и пылкими признаниями. Такие записки Маяковский собирал и тщательно хранил всю жизнь. Поэт планировал написать книгу «Универсальный ответ записочникам», но не успел. Но осталась его коллекция — около 20 тысяч коротких сообщений. Избранные можно прочитать на выставке, организованной как диалог их авторов и поэта.

«Япония: укиё-э — плывущий мир»

Место: Дом Бурганова (Большой Афанасьевский переулок, дом 15, строение 9)

Время работы: 10:00–18:00

В Доме Бурганова можно увидеть выставку японской цветной гравюры XVIII–XIX веков укиё-э из собрания музея. В экспозиции — работы Утамаро, Хиросигэ, Тоёкуни, Эйзена и других графиков, вдохновлявших не одно поколение не только японских художников, но и творцов во всем мире. Гравюры укиё-э хранились в коллекциях Анри Тулуз-Лотрека, Эдуарда Мане, Клода Моне, Ивана Билибина, Винсента Ван Гога.

Название жанра (в переводе с японского — «проплывающий мир») символизирует некую реальность, в которой все проходит — и горе, и радость. Чаще всего на укиё-э изображали портреты красавиц и актеров, птиц, цветы, историко-героические сцены.