Ещё

Культ личности Музыки 

Фото: Ревизор.ru
 — актер, режиссер телеспектаклей и документального кино, сценарист и литератор, лауреат художественной премии «Петрополь» (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2009).
С Вениамином Смеховым наша встреча произошла во время репетиции будущей сценической работы мастера. Фото:
Поскольку в этой композиции значительную часть занимает музыка, то разговор с Вениамином Борисовичем получился, в основном, о музыке:
"Самое громкое имя — это Музыка. И для меня это с детства. Я жил в коммунальной квартире. До 25 лет не знал, что такое горячая вода, и это нормально для того времени. Но фокус в том, что когда моя маленькая сестра, родившаяся после войны, достигла пятилетнего возраста ей нашли родственницу , которая учила детей в ЦМШ. По этому поводу мама решила купить пианино. Какие-то деньги появились, папа защитил диссертацию. Вот это стало незабываемой встречей с музыкой в 16-метровой комнате, а нас пятеро с нашей няней. Вениамин Смехов в детстве. Фото: persons-info.com Папа научный работник, мама врач с утра до ночи по вызовам.
Я был в пятом классе, когда заревновал сестренку, и начал играть. Мой самый удачный опус — «Чижик-пыжик» двумя руками. Я горжусь этим, но это меня не освободило от культа личности Музыки. Первой была моя коллега по Таганке , у которой были потрясающие соединения поэзии и музыки.
…Мне повезло с этим проектом, и это счастье работать в честь Пушкина, Шостаковича, Шнитке и т.д. Хотел сказать спасибо, а дальше буду пробовать, искать. Это часть актерской профессии — чтецкое исполнение текстов. Раньше это называлось «мастер художественного слова». Слово у нас одно, русское, мы, актеры служим ему свято. Особенно на Таганке и у Фоменко.
Извините за хрипоту, чуть сорвал голос несколько дней назад, 6 июня в день 219-летия Пушкина. Отчаянно орал в микрофон у его памятника, а было холодно. Читал свою композицию — Пушкин, Самойлов, Маяковский, Блок, Некрасов". Вениамин Смехов на Пушкинской площади 6 июня. Фото: Кирилл Каллиников/ РИА Новости
В этом проекте предстоящего спектакля-концерта занят ансамбль солистов оркестра Большого театра. Вениамин Борисович, прекрасно зная, что все музыканты — это такое огромное единое мировое сообщество, поделился с участниками проекта воспоминаниями о встречах с некоторыми Великими.
Это история о том, как в Мадриде во время гастролей пересеклись пути «Театра на Таганке», Госоркестра со Светлановым и специально приехавшего туда изгнанного из СССР режиссера .
"В 1988 году в Мадриде произошел совершенно необыкновенный случай, когда светлановцы стали свидетелями, как мы плакали, увидев приезд Любимова, «врага Советского Союза». Это уже было, правда, горбачевское начало. Любимов отменил какие-то свои западные гастроли и прилетел. Это был кораблекрушительный сентимент, нас всех сломило! Он ходил все время, не снимая темных очков. Какой бы он ни был, как всякий диктатор, называйте кого угодно — Гергиев, Темирканов, Светланов — это норма, но он был ангелу подобный, когда он прилетел в Мадрид, где его имя из программы и афиш было начисто убрано, а спектакль им поставленный шел на фестивале. Вениамин Смехов. Фото: Елена Алексеева
Он прибыл, а в это время светлановцы нас угощали в гостинице, объясняя, какие консервы надо брать с собой на гастроли. Они были опытные гастролеры в загранке. Среди них была прекрасная виолончелистка Светлана Жук, тогдашняя жена Вали Гафта. Он велел нести надо мной опеку. Потом один из музыкантов попросил у меня разрешения на утро снять нашу встречу с Любимовым. Он снял, и эта старая пленка хранится теперь в Бахрушинском музее".
В перерывах репетиции Смехов всё время подходил к роялю, что-то подбирал и наигрывал. После исполнения «Польки» А. Шнитке в одном из фрагментов «Сказки о золотом петушке» Вениамин Борисович вспомнил: «Шнитке хохотал, когда я в спектакле „Ревизская сказка“ изображал Славу Ростроповича, и звучала вот эта гениальная музыка. Потом он разрешил исполнять её, свою „Гоголь-сюиту“, написанную к нашему спектаклю, без упоминания театра на Таганке. В спектакле это было потрясающее сближение Гоголя и Пушкина. Вениамин Смехов. Фото: Елена Алексеева
Вениамин Борисович, у вас, видимо, очень хорошие музыкальные данные.
Не знаю (усмехается)
Вы точно повторяли даже фальшивую трубу в искаженной интонации лейтмотива Золотого петушка.
(Смеётся) Нет, это все интуитивно.
Какое-то музыкальное образование у вас все-таки есть?