Главный и самый обсуждаемый успех этого музыкального сезона в России — альбом Монеточки «Раскраски для взрослых». Можно ли считать ее голосом поколения, музыкой улиц и гением современности? Рассуждает Максим Кононенко. Про новый альбом певицы Монеточки «Раскраски для взрослых» за последние две недели написано много. Написана, в общем, банальщина и ерунда. Про голос поколения, про «лучший поп-альбом года», про потерянность того самого поколения, которого голос. Сколько я себя помню, каждое поколение объявлялось потерянным. Правда, не у каждого был собственный голос. Все эти банальности оставим пиарщикам и продюсерам. Люди же слушают музыку. А основными потребителями музыки во всем мире являются подростки. Подростки под музыку растут, под музыку знакомятся, любят и познают мир. И именно та музыка, под которую подростки делают это, потом остается с ними на всю жизнь. Я, прослушав из написанного на этой планете, кажется, все, пару лет назад нашел себе на iTunes радиостанцию с хитами итало-диско 80-х, под которые рос. И больше мне ничего в мире не нужно. Но певицу Монеточку я все же послушал. Я внимателен ко всему новому. Я слышал ее и раньше, когда она пела песню «Мама, я не зигую», припев которой до степени смешения был похож на припев песни Стаса Костюшкина «Женщина, я не танцую». «Прикольно» — вот все, что можно было сказать про эту нескладную школьницу. Теперь же из нее выросла настоящая профессиональная певица. Ожидать этого не было никаких оснований. Но именно тогда, когда оснований вроде бы никаких нет, а певица таки вырастает, удовольствие испытываешь значительно больше, чем в случае с просчитанным изначально проектом. Двадцатилетняя Лиза Монеточка, выросшая в Екатеринбурге и переехавшая в Москву, где учится во ВГИКе, — это на текущий момент совершенно состоявшаяся певица из тех, про которых Земфира Рамазанова говорит: «Много слов». В ее стихах действительно много слов, но еще больше в них иронии, совершенно не свойственной для подобного возраста. Ее мелодические ходы не ложатся на ухо при первом знакомстве, но при внимательном прослушивании удивляют своей нетривиальностью (забудьте про ту самую «Я не зигую»). Тембр ее голоса довольно необычен (как если бы пела ваша пятилетняя дочь), диапазон невелик, но этим данным ей природой инструментом Монеточка владеет филигранно. Безупречно владеет. Каждая интонация в ее песнях продумана и отрепетирована. И если бы это было не так — все развалилось бы. Но не разваливается. И что это очень хороший, добротный, удачный альбом, становится понятно уже на третьей песне. Это, конечно, очень интеллигентская музыка. Это не музыка улиц. И что на концерты Монеточки собираются московские клубы — приятная неожиданность, говорящая нам, что улица существенно изменилась. Впрочем, и Ирина Богушевская однажды собрала Кремль. Хотя ее музыка и сильно легче для восприятия. Конечно, это никакой не голос поколения и никакой не манифест школоты. Это просто очень хороший, удачный альбом неожиданно выросшей девочки Существуют подозрения, что родившаяся в 1998 году девушка не может петь про пивной ларек и то, как в девяностые убивали люди, потому что не должна про это ничего знать. И поэтому тексты для нее пишет кто-то другой. Взрослый и мудрый. Потому что это взрослые и мудрые тексты. Но достаточно сначала послушать ее альбом и услышать ссылки на «деда и батю», а потом посмотреть любое ее видео на YouTube. И увидеть по глазам этой девочки, что она абсолютно счастлива и любима. И любопытна. И пресловутые «дед с батей» наверняка рассказали ей много интересных подробностей. Стилизовать такую манеру нельзя (или очень трудно). Поэтому, конечно, все ее тесты написаны ею самою. А если продюсер и вставил в ее песню сэмпл из «Перемен» Цоя — то продюсер, собственно, для этого и нужен. Это ничуть не преуменьшает таланта Монеточки. Не было бы песни «Русский ковчег» — продюсер бы и не додумался туда вставить гитарную партию Каспаряна. Конечно, это никакой не голос поколения и никакой не манифест школоты. Это просто очень хороший, удачный альбом неожиданно выросшей девочки, от которой, в общем, мало что ожидали. Так бывало и раньше, так будет и в будущем. А сейчас, летом 2018, у нас есть отличный альбом «Раскраски для взрослых», который взрослым, честно говоря, подходит гораздо больше, чем ровесникам самой Монеточки. Следующим летом будет другой альбом какой-нибудь другой певицы, но сейчас есть этот, и он очень неплох. Хотя в судьбе любого артиста наиболее важен не первый альбом, а второй. У Монеточки этот альбом вроде бы и не первый, но лучше считать первый альбом нулевым — его практически никто и не слышал. А сможет ли она закрепить вот эту удачу — узнаем потом. Лично мне кажется, что сможет. Потому что она относится ко всему этому с должной долей снисходительности. А пока слушайте «Раскраски для взрослых». И не старайтесь услышать голос поколения там, где есть просто хорошая музыка.