Для театралов. В Новосибирске обновили известную пьесу иркутского классика 

Для театралов. В Новосибирске обновили известную пьесу иркутского классика
Фото: АиФ-Новосибирск
«Первая любовь — это не первая и не последняя. Это та любовь, в которую мы больше всего вложили самих себя, душу, когда душа у нас ещё была».
Эту цитату статусы соцсетей глумливо приписывают лидеру группы «Ленинград». При том что на самом деле эта строчка из записных книжек советского драматурга . И сообщает она о главной теме пьесы «Утиная охота».
Зилов и его воображаемые друзья
Летом прошлого года Россия праздновала 80 лет со дня рождения весёлого писателя Александра Вампилова, который прославился мрачной пьесой «Утиная охота» и умер молодым — в 35 лет утонул в Байкале, спасая друга.
Тексты «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота» уже давно в списке обязательных к прочтению для каждого интеллигентного человека. А ведь когда-то на «Утиную охоту» писали доносы в : автора обвиняли в клевете работники действительно существовавшего в Иркутске Бюро технической информации, где происходит действие пьесы. Зато теперь произведения Вампилова — на сценах по всему миру. А «Утиная охота», премьерой которой завершился театральный сезон в Новосибирске, — в топе самых любимых пьес современных режиссёров. Правда, до последнего времени подход к её постановке отличался некоторой однообразностью: главный герой часто выглядел таким немного нервным, скучающим ловеласом, мучающимся от кризиса среднего возраста и отсутствия смысла жизни.
Главный режиссёр театра имени В. Ф. Комиссаржевской, друг Новосибирского городского драматического театра под руководством тоже не обошёл вниманием текст сибирского драматурга. По его словам, пьеса, которая написана в 1968 году, не связана с конкретным контекстом советского времени — она давно уже не временная, а классическая: в какой-то степени грустная притча о человеке, который пытается обрести себя. Это не первый случай, когда НГДТ обращается к истории Зилова и его воображаемых друзей: в 1996 году Сергей Афанасьев уже ставил «Утиную охоту». А Зилова тогда играл бывший актёр НГДТ под руководством Сергея Афанасьева , который сейчас служит в питерском театре «На Литейном».
«Я очень любил наш спектакль и считал его очень достойным, — вспоминает Николай Соловьёв. — Но до Баргмановской постановки лучшей «Утиной охоты» я не видел — ни в кино, ни где-то в театре, хотя я смотрел штук семь интерпретаций точно. То, что сделал Александр Баргман вместе с актёром НГДТ , который играет главного героя, — это раскрытая какими-то другими красками та же самая тема. И главное: очень точно угадан авторский смысл — нащупаны какие-то новые личные болевые точки».
Смешной злодей
Классический «нарцисс» Виктор Зилов в интерпретации НГДТ высвечивается особенным образом: из обычного негодяя, играющего женщинами, главный персонаж вдруг превращается в человека рефлексирующего и кающегося. Герой Андрея Яковлева скорее вызывает жалость и сочувствие — главным образом, потому что в этом «негодяе» зритель угадывает самого себя. Впрочем, как и в его «друзьях»: Александр Баргман, кажется, впервые очеловечивает «порочное» общество и заставляет задуматься: может быть, все эти карикатуры на людей существуют только лишь в похмельной голове самого главного героя?
Председатель секции критики Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России Валерия Лендова считает, что в этом году на сибирскую сцену выходят какие-то новые, не характерные для современного театра темы. И в частности, эти темы объединяют главные премьеры этого сезона — «Sociopath / Гамлет» театра «Старый дом» и «Утиную охоту» НГДТ.
«Хочу поздравить театр со значимой премьерой: их в этом году не так уж много, — говорит Валерия Лендова. — И приятно, что у этих двух спектаклей есть общая тема: чувствуется сдвиг в каком-то глобальном чернушном отрицании, которое стало, к сожалению, частым гостем на современной сцене. Важно, что появляются вопросы, которые возникают не к социуму, а к личности: где его душа, что он может, за что он отвечает на самом деле. При этом на сцене нет никакой лакировки, никакого дешёвого оптимизма. Зато есть, мне кажется, очень верный и очень обнадёживающий взгляд на вещи — что всё меняется в мире, но при этом человеку самому нужно пробиваться к какому-то верхнему ряду понятий — Абсолюту, вертикали, может быть, Богу — без которого он жить, увы, не сможет».
Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в сибирском селе Кутулик (Иркутская область, РСФСР, СССР) в семье учителя. Окончил филологический факультет Иркутского университета. В 1958 году в университетской газете под псевдонимом А. Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств». Работал в иркутской газете «Советская молодёжь» корреспондентом (по заданию редакции писал очерки).
В 1963–1965 годах Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Все пьесы Вампилова были поставлены.17 августа 1972 года Александр Вампилов трагически погиб. Похоронен в Иркутске.
Видео дня. Почему миллионер годами прикидывался нищим
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео