Пейзаж по пути в рыбный магазин
Многие жители приморской столицы до сих пор убеждены: по адресу Партизанский проспект, 12 расположена детская картинная галерея. Уже прошло 17 лет, как выставочные залы изменили формат, расширили не только возрастные рамки авторов, но и тематику, географию, совмещая с художественным другие виды творчества. Во время большого ремонта здесь выставлялись картины постоянной экспозиции, а сегодня в двух залах сменяют друг друга вернисажи. Такие проекты, как «Даёшь революцию в искусстве», «Видеть невидимое», собрали аншлаги. По-прежнему большое внимание уделяется творчеству детскому. Активно выставляются художники из других регионов, зарубежных стран. К 80-летию Приморского края приурочен проект «Нарисованный Владивосток». О том, как привлечь к искусству массового зрителя, о пользе общения с мастерами кисти и планах на будущее рассказал заведующий залами галереи Сергей Заика. Интересное - детям! - Сергей Владимирович, в чём видите главную задачу руководителя залов приморской галереи? - В 90-е и «нулевые» годы я работал режиссёром на местных телеканалах рейтинговых программ «Рандеву», «Пацифик», «Фонтанная 51», рекламных проектов. Потом была служба в Морском государственном университете, и вдруг я решил резко поменять направление деятельности. Знакомые меня отговаривали, мол, «гиблое» место - картинная галерея, ведь туда никто не ходит! С каждым новым проектом стереотипы рушатся. К примеру, на тактильную выставку для слабовидящих и слепых «Видеть невидимое» пришло огромное количество посетителей, причём не только с ограничениями по зрению, но и обычных людей. Проект вызвал в крае большой резонанс. А как удивились зрители, обнаружив десятки картин о Ленине! К юбилею Октября лучшие картины художников на революционную тематику извлекли на свет из хранилищ. Моя работа часто связана с бытовыми проблемами - содержание залов, ремонт. Необходимо знать все этапы подготовки арт-проектов, а это уже ближе к творчеству. Приятно самому брать в руки микрофон и на открытии выставок, рассказывать о художниках, представлять гостей. Признаюсь, процесс работы меня захватил. - Выставки юных художников в галерее по-прежнему актуальны? - В наследство от прошлого остался детский музейный фонд, на основе которого мы создали виртуальную галерею. Несколько раз в неделю выкладываю в интернет материалы, педагоги художественных школ, преподаватели изостудий этому чрезвычайно рады. Только в этом году в залах состоялось четыре детских проекта. Это конкурс работ памяти выдающегося графика Андрея Камалова, в котором приняли участие более тысячи человек. Проходят выставки студий творческого развития - «Арлекин», одарённых детей интерната им. Дубинина ВГУЭС. В рамках 80-летия Приморья будет несколько проектов, в том числе и детский. Сейчас к нам приходят из пришкольных лагерей города. Мы проводим стационарные и выездные мастер-классы для детей с ограниченными возможностями. В рамках мероприятий художники посетили детский онкоцентр на Седанке, коррекционный дом слабовидящих и слепых Владивостока, принимали в галерее две группы детей с аутизмом. Наши педагоги ведут ежедневные студийные занятия для ребят от трёх лет и старше. Старший научный сотрудник Надежда Прантенко разработала авторский курс по программе «Театр плюс изо». Всё это безумно интересно. Мастера и самородки - Была выставка, которая задела струны души? - Прежде всего, это мой первый кураторский проект в галерее: выставка «Не край земли, а самое начало», где представили 50 фоторабот известных дальневосточных авторов. Колоритная выставка «Прикосновение к Северу» прошла в рамках ежегодной акции «Ночь музеев - 2018». Я пригласил якутского художника Михаила Старостина, которого нашёл в национальном художественном музее Якутска. Его работы очаровали с первого взгляда. - Яркое открытие выставки становится залогом успеха у зрителя? - Если это не просто открытие, наполненное скукой и официозом. В рамках проекта «Даёшь революцию в искусстве» организовали дискуссии на тему об истории Владивостока. Кроме картин, нашли огромное количество старых фильмов-хроник. Сама по себе Лениниана после стольких лет забвения была великолепна. Никто не поверил, что столько картин сохранилось! Пока выставочных пространств не хватает, и многие шедевры остаются в хранилищах. Здорово, если идеи по показу фондовых работ приходят к специальным праздникам и датам. - Как родилась идея выставки «Нарисованный Владивосток», которая стала главным хитом этого лета? - Несколько лет в Сети существует группа под названием «Нарисованный Владивосток», её модератор - художница Валерия Валенская. Критерий для участников прост - изображение города. Авторы не похожи друг на друга в стиле, манере, у каждого свой взгляд на Владивосток. Из интернета работы перенесли в выставочное пространство. Авторы в первую очередь малоизвестные художники, у некоторых нет ни одной персональной выставки, хотя уровень мастерства достойный. Повторюсь, проблема в том, что в городе не хватает выставочных площадок, и многие профессионалы вынуждены вариться в собственном соку. Ещё одна цель проекта - объединить разные поколения, привлечь свободных художников, построить между ними и зрителями не виртуальную, а реальную связь. - Возможно, проблема в том, что не так много в городе ценителей искусства? - Парадокс: все знают выдающегося живописца Сергея Черкасова, но понятия не имеют, что у него давно работает персональная галерея на Миллионке. Между прочим, участники выставки «Нарисованный Владивосток» - преподаватели художественного училища, института искусств. Чаще их творчество востребовано в Китае или Гонконге, чем на родине. - Как оценили картины выставки первые посетители? - Я понял, как важен момент узнаваемости улиц, домов, достопримечательностей Владивостока. Бывает, что путают. На картине Игоря Коморного «Возвращение» изображён дом предпринимателя Демби, что расположен на перекрёстке Фокино и Океанского проспекта. Многим же чудится здание банка на Лазо. Не сразу узнают гостиницу «Версаль». Необычный город представил преподаватель художественного училища Александр Злотников. Его вдохновили остановки и автомобильные развязки. - Из других городов Приморья есть участники? - Хочется отметить художника из Артёма Сергея Меренкова с живописной картиной «Свой Берег». Здесь у него уже прошла персональная выставка, кроме того, работы автора побывали в галереях Парижа, Берлина, Венеции. Это живопись высокого уровня. Счастлив художник, который не замыкается в себе. Добавлю, что среди участников выставки «Нарисованный Владивосток» есть и самородки, не имеющие профессионального образования. При взгляде на их картины этого не скажешь. Язык соседей поможет - Как обстоят дела с зарубежными арт-проектами? - В прошлом году успешно прошла выставка художника из Шанхая Да Лян. Сегодня у владивостокских студентов есть возможность отправиться к нему в гости, на пленэры. Идут переговоры о выставке северокорейских живописцев. Осенью откроется проект, посвящённый Первой мировой войне, при содействии консульства Словакии в Москве. В целом жизнь залов на Партизанском проспекте, 12 - динамичная. И это замечательно: зрителями нравится разнообразие. Впереди у нас большая работа. Необходимо выстраивать новые формы привлечения посетителей. Я заметил, что недалеко от галереи часто паркуются автобусы с иностранными туристами, но они идут мимо, в рыбный магазин. А если продублировать надпись на учреждении на языке соседей? Должны обратить внимание! - В чём особенность приморских художников? - У нас больше живописных мест, чем в средней полосе России, - море, тайга, горы, сопки. Возможно, по этой причине художники более щедрые, открытые, добрые, не обидчивые, не гордые. В своих мастерских они всегда рады гостям, могут поддержать разговор на любую тему. ДОСЬЕ Заика Сергей Владимирович родился во Владивостоке, в 1975 г. Работал более 15 лет на телевидении - «Учебное ТВ», «Новая Волна - ТНТ», «СТС-Восход», ОТВ-Прим. С января 2017 г. - заведующий выставочными залами Приморской государственной картинной галереи на Партизанском проспекте, 12. На счету несколько кураторских выставок, в том числе для слабовидящих и незрячих людей. Имеет медаль Российского военно-исторического общества при президенте РФ.