Войти в почту

Леонид Агутин: Свободным может быть только юродивый

Для музыканта, автора песен Леонида Агутина тема Великой Отечественной войны священна. Его дед Леонид Школьников погиб на войне. Год назад музыкант написал стихи, которые посвятил деду, а также всем сражавшимся. А еще он автор музыки к фильму «Брестская крепость» Александра Котта. — Леонид, «Брестская крепость» — один из лучших фильмов о войне, к которому вы написали музыку. Для многих из тех, кто знаком с вашим творчеством, это было неожиданно. — Продюсер картины Игорь Угольников предложил попробовать написать песню под титры. Я приехал на студию, посмотрел трейлер фильма, а потом мы долго говорили. Игорь рассказывал историю создания картины. И я как-то сразу же понял, какой должна быть музыка. Тихая-тихая и широкая. Про то удивительное счастье, которое неожиданно наступает, и так тревожно щемит сердце, и тебе кажется, что все будет хорошо. Так же прекрасно, как это удивительное утро. Но мы, зрители, знаем, что это происходит 22 июня, без пятнадцати четыре утра. И дальше уже ничего не будет, кроме ужаса. Я написал песню за один день. Это звучит немного театрально, но точку под последним словом я поставил как раз в 4 утра — в час начала войны. — У фронтовых песен очень хорошая поэзия, искренняя и глубокая. Вы ощущаете себя поэтом? — Редко пишу стихи отдельно от музыки, потому что это совершенно другая сущность. Хотя у меня вышли сборники стихов. По-моему, мне удалось найти свои, не банальные слова, чтобы рассказать о каких-то явлениях, переживаниях. Но поэтому отдельно от музыки я себя не считаю. — Почему? — Поэт думает стихами, поэтическими образами, рифмами, тогда как я — больше текстовик. Настоящая поэзия самодостаточна. Стихи можно просто читать, получая при этом удовольствие и энергетический заряд. Когда слова вместе с музыкой, они еще подчеркнуты дополнительной эмоциональной фактурой, поэтому и работают, а при простом прочтении, как правило, не доходят до сердца слушателя. Бывает, что очень хорошие поэты, когда сочиняют под музыку, перебарщивают, вставляя слишком много текста. Когда слова к музыке не имеют отношения, то получается нагромождение смыслов, звуков и слов. Стихи, вошедшие в мой поэтический сборник, я сочинял в течение пяти лет, когда мне особенно писалось. А вот за год после выхода книги не написал ни одного стихотворения. Может, через некоторое время мне вновь захочется писать стихи без музыки. — Вы сказали, что к «Брестской крепости» написали песню за один день. Часто так быстро пишете музыку? — По-разному. Но сочинять я люблю. Очень увлекательное занятие и в чем-то даже экстремальное. Каждый раз не верится, что что-то родится вот так вот — из тишины. А когда что-то получается, понимаешь, что ты слеп, ибо реально оценить свое творение можно, только глядя со стороны, спустя много лет. — Не хотели бы продолжить сотрудничество с режиссерами, писать для кино? — Я — фанат кино. Но отдаю себе отчет, что фоновая музыка — это не мое, ибо требует способности создавать немелодичные мелодии, не привлекающие внимание, а лишь образующие атмосферу. Поэтому, когда мне предлагают сделать музыку для фильма — слава богу, такие предложения иногда случаются, — я честно говорю: общемузыкальную палитру заказывайте людям, которые специально этим занимаются. А я могу написать песню или несколько — сколько понадобится. Либо основную песню, которая будет служить лейтмотивом и неким промолицом картины. — Ваше творчество пронизано духом свободы. Как думаете, свобода может быть абсолютной? — Нет. Не полной, не абсолютной. Так же, как, например, правда. Свободным от всего может быть юродивый либо крайне эгоистичный и безответственный человек. Наверное, я, как почти каждый мужчина, хочу быть абсолютно свободным от всех обязательств. Но так же, как почти каждый человек, не могу себе этого позволить. Иду на компромиссы в работе, в семье, с любимыми и друзьями… И с самим собой. СПРАВКА Леонид Агутин родился в Москве 16 июля 1968 года в семье музыканта и учительницы. На его счету 14 альбомов. После школы служил в пограничных войсках. Во время службы певцу пришлось расстаться с длинными волосами, но не с творчеством — он выступал перед сослуживцами, чем заслужил их уважение.

Леонид Агутин: Свободным может быть только юродивый
© Вечерняя Москва